⠀⠀В настоящее время науки о Космосе и Природе изучают свои объекты и процессы с внешней стороны. Они исследуют мир явлений, воспринимаемый человеком его органами чувств и расширяющими их приборами. Учёные накапливают наблюдения, классифицируют и систематизируют их, затем обобщают. С одной стороны, они стремятся найти общее определение для ряда сходных явлений, называя это общее сущностью. С другой стороны, они ищут повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями, называя их законами. Учёные не всегда задают себе вопросы о том, что на самом деле представляют собой сущности явлений и мировые законы. Если бы они это осознавали, то непременно допускали бы существование невидимого мира сущностей, определяющего изменчивый и многообразный поток внешнего бытия.
Наблюдения есть не только описание внешних свойств явлений, но и их измерение, то есть выражение получаемого опытного знания не только в понятиях, но в числах и математических формулах. Обобщение наблюдений в данном случае приводит к построению математически выраженных теорий. И если обобщение опытных знаний может быть достигнуто с помощью рассудочного мышления, то создание математических теорий требует работы развитого интеллекта. С его помощью математики путём логических умозаключений, исходящих от интуитивно ясных постулатов, могут создавать теории, не обращаясь к опыту. Математика описывает окружающий нас мир со стороны его фундаментальных оснований, знание которых позволяет исследовать окружающий мир не хаотично, а в задаваемых теориями направлениях.
Собственно, любое исследование начинается с вопроса о том, что мы будем изучать и каким способом, а значит, ему предшествует определённое размышление, которое подтверждается или отвергается, дополняется или расширяется в процессе опытного изучения. Познание человека совершается с помощью мышления и опосредовано им. В конечном счёте, науки, изучающие определённую сторону окружающего нас мира, осознанно или нет, опираются на определённое философское мировоззрение. Философия даёт учёным представление об общем устройстве мира и его законах, выраженное на языке понятий. Философские теории создаются с помощью разума, синтетического мышления, но отличаются между собой глубиной и всеохватностью своих синтезов.
Будущие науки будут изучать область тонких энергий, не воспринимаемых обычными органами чувств большинства людей. Они явятся возрождением магии, древней сокровенной науки, но их результаты будут доступны всему человечеству. Начало будущим наукам о мире уже положено в XX веке изучением возможностей человека постигать то, что недоступно его внешним органам чувств. Прежде всего, это исследование сверхчувственных способностей некоторых людей, обладающих различными видами ясновидения, такими как созерцание человеческих аур, видения сквозь плотное тело, восприятие прошлых событий путём психометрии и чтения акашических хроник, непосредственное постижение мыслей людей и т. д.
Это и изучение изменённого состояния сознания человека в рамках трансперсональной психологии, использующей различные духовные практики для самоисследования сознания изнутри. Кроме того, много людей в Европе и Америке становятся на путь преобразования своего сознания, его расширения и очищения, используя различные способы, указываемые той или иной религией, тем или иным духовным учителем. Но чего при этом хотят достичь эти устремленные люди: спасения на небесах или освобождения от земных страданий, достижения просветления или озарения, совершенствования или нирваны?! Может, они хотят развить в себе скрытые способности, но для каких целей: для того, чтобы помочь миру в его восхождении, а может, наоборот, развить в себе силы для господства над другими людьми?!
И религии, и различные виды йоги утверждают в сути своей одно — задачей земной жизни человека является совершенствование путём преобразования его сознания. Но преображение земной природы может быть достигнуто только посредством установления связи низшего эго с Высшим Эго, бессмертной Душой внутри нас. Трансперсональные психологи разделяют это утверждение, но при этом по-разному называют высшее: Богом, Духом, Атманом, Абсолютом и т. д. При этом считается, что нет особой разницы в том, как именовать высшее, к которому устремляется человек. Для простого человека разницы нет, но для науки это важно, например, некоторые учёные для определения Высшего Эго используют понятие «Самость». Однако самостью можно называть только низшую часть человеческой личности, монстра в нас, но никак не Божественное Существо, к тому же очувствовать в себе высшее, установить связь с ним, тем более с ним объединиться — далеко не одно и то же. «Урусвати знает мощь победы над самостью… Не считайте себя неслыханными героями, когда начнёте наступление на чудовище самости… Человек, ты можешь начать борьбу с самостью в любой час твоего существования»
(59). «Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так возвышенно мыслить?»
(60).
Многообразие духовных переживаний и видений, описанное в современной религиозной и психологической литературе, настоятельно требует чёткости в определении понятий, чтобы осмысливать полученный материал, чтобы отличать истинные духовные достижения и прозрения от низшего психизма и медиумизма. Каждый человек может по-своему выражать свои устремления и переживания, поскольку индивидуальный способ самопознания и самоисследования будет учитываться в будущей науке. Но сама наука должна использовать единые и четкие понятия, необходимые для объединения учёных, для установления их согласованности друг с другом как в плане наблюдений, так и в плане обобщения получаемых результатов. А главное, для достижения взаимопонимания между ними. «Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных выражениях. Также и, наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах, подразумевая различные значения. Особенно при суждении о предметах высших нужно проявить осторожность, чтобы избежать недоразумения»
(61). «Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий. Различие пониманий ведёт к раздорам. Многие философские системы распадались именно вследствие неточных пониманий»
(62).
Опорой для будущей науки, светом, озаряющим её путь, может быть только истинная универсальная философия — теософия, которая представляет собой синтез первоначальных истин, выраженных в понятиях новой эпохи. Теософия вмещает в себя прежние учения, заимствуя лучшие достижения прошлого, при этом каждой философии она отводит соответствующее ей место. Универсальная трансцендентальная философия осмысляет и утверждает вечные основы, на которых разворачивается проявленный мир. Единение учёных и представителей разных направлений мысли может быть достигнуто только их согласием в основах.
Основы мироздания постигаются духовным разумом человека, причастным Разуму Космическому. Они познаются самостоятельно развитым расширенным сознанием, но для усвоения основ требуется значительное время, не менее 20 лет. «Урусвати знает, что, подобно ваятелям, Мы высекаем основы расширения сознания. Урусвати также знает, что для усвоения этих основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватать отдельные слова. Нужно держать в сознании всё нарастание указаний»
(63).
Основы постигаются интуитивно, они выявляются изнутри, из «Чаши», слагаемой многими человеческими жизнями, причём направленными к познанию мира. Однако усвоение основ означает и изучение их проявлений в Космосе, Природе, человеке и человеческой истории. Оно требует накопления общих философских, религиозных и научных знаний, а также более глубокого изучения подробностей в одной или нескольких областях знания. Помимо этого, необходим синтез собранного материала, что можно сделать системой чётких и ясных понятий. Получаемые знания приводятся в систему с помощью синтетического разума и интеллекта. Интеллект познаёт мир путём сопоставления противоположностей, а разум вмещает их. Истинный синтез, в итоге, есть совмещение многих истин. «Нужно понять, какая подготовка необходима, чтобы познание уложилось в стройную систему»
(64).
При усвоении основ необходимо учиться мыслить чётко и кратко, что достигается с большим трудом, но кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Сложное и долгое изложение часто означает, что мыслитель ещё путается в своих мыслях, сам для себя пытается обосновать то, что предчувствует внутри, но пока не в силах воплотить в слове. Мысль зарождается внутри, затем передаётся в мозг, её выражение в слове есть отчасти её ограничение, но невысказанное не есть мысль. Это или безмыслие — хаос, или сверхмыслие — интуиция, недоступная мозговому сознанию. «Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучаться к священной краткости. Не нужно думать, что она достижима легко; в ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила»
(65). «При знакомстве с Надземным Миром краткость и чёткость мысли будет добрым проводником... Дети должны уже понять значение краткости и чёткости в словах и в мыслях»
(66).