Итак, становление Российского централизованного государства произошло в результате правления Ивана III в период с 1462 по 1505 год. Государство рождалось в кровавых внутренних усобицах, в жестоком противостоянии большинству своих соседей, но именно во время правления Ивана III Русь освободилась, наконец, от экономической и политической зависимости от Золотой Орды. К концу XV века все более стал осознаваться и тот факт, что Россия — единственное крупное православное государство, противостоящее католическим странам Западной Европы, а церковь по-прежнему оставалась важным столпом власти государей.
К началу XVI века на территории России проживало около 6 миллионов человек, средняя плотность по стране была незначительной, всего 2-3 человека на 1 км2, во Франции, для сравнения, она составляла 30 человек на 1 км2. Население оставалось сельским, занималось земледелием и животноводством, однако, основная часть земледельческих районов находилась в зоне с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В летописях упоминается о сильных заморозках в конце весны и раннем выпадении снега осенью, сильных морозах зимой, отсюда цикл сельскохозяйственных работ сжимался до 5,5 месяцев со второй половины апреля до конца сентября, что требовало максимальной концентрации труда крестьян в эти моменты, при этом Западная Европа имела 10 месяцев в год для осуществления цикла земледельческих работ. Важную роль в жизни крестьян по-прежнему играла община. Она делила пахотные наделы и огородные участки между селянами, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых, лесных и водных территорий, распределяла между дворами государственные подати и повинности. Церкви в них регулировали жизнь прихода, чередование праздничных и трудовых дней.
Россия отставала от европейских государств по количеству поселений городского типа. К началу XVI века около 130 городов было разбросано на её огромной территории, что было мало с точки зрения административного управления страной, и доля городского населения по сравнению с сельским была невелика. Ремесленных объединений в чистом виде почти не существовало, исключая профессиональные организации купцов. Городское самоуправление занималось участием граждан в военных делах, а также в делах по строительству дорог, общественных зданий и пр. Число монастырей возрастало и в XVI веке, а с ним росла и их земельная собственность, происходило накопление общественного богатства, большое значение для страны по-прежнему имела их культурно-образовательная функция.
На протяжении XVI века увеличивалась численность казачества, на окраинах России возникли общины волжских, донских, уральских казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. В казацких общинах существовало самоуправление, во главе их стояли выборные атаманы и старшины. В низовьях Днепра образовалась особенно большая община — Запорожская Сечь. Важнейшим источником существования казаков была военная служба государству по охране его границ.
Василий III, великий князь и государь всея Руси, родился в 1479 году, будучи сыном и наследником своего отца Ивана III, взошёл на престол в конце 1505 г. Он продолжил его дело, был ревнителем самодержавия, решал важные дела в совете бояр, учеников и сподвижников Ивана III; являя скромность, умел повелевать, не унизил Россию, но даже её увеличил и возвеличил. Так писал о нём Карамзин. Уже к 1508 г. он завершил начатую ещё отцом перестройку Кремля, были сооружены его новые стены, построен Архангельский собор, ставший усыпальницей московских царей, для него был построен новый каменный дворец.
Василий завершил объединение русских земель вокруг Москвы, так без кровопролития он в 1510 году присоединил Псков. Город сперва зависел от Новгорода, но, разбогатев от заграничной торговли, отделился от него, имел своё вече и посадника, но все же признавал власть великого князя и принимал от него наместников. Когда увеличились тяжбы между псковичами и наместниками, Василий приказал распустить вече, пригрозив Пскову войной, те подчинились его воле. Вместе со Псковом были подчинены и его земли: Изборск, Остров и т. д.
Как и его отец Иван III, великий князь воевал и с Литвой, там княжил теперь брат Александра Сигизмунд I, который родился в 1467 году, правил с 1506 по 1548 г., будучи одновременно и королём польским. Сигизмунд, согласно нашим исследованиям, в Риме был диктатором Суллой, в Италии — диктатором Муссолини, то есть являлся представителем Иерархии Тьмы. Во время первой войны (1512–1524) Василий III взял Смоленск (1514), который в течение 110 лет принадлежал Литве. «Обычаи в городе уже изменились, но имя русское трогало сердца его жителей». Литва никак не могла забыть этой потери, ещё одна война была развязана ею уже после смерти князя в 1534–1537 гг., но новая граница с Литвой держалась весь XVI век. Василию пришлось воевать в 1520–1525 годах и с Ливонией, тевтонским орденом крестоносцев.
Долго независимой оставалась и Рязань, её князь, видя ничтожество своих сил в сравнении с Москвой, завёл сношения с крымским ханом. Василий, узнав об этом, вызвал его в столицу и посадил под стражу, а княжество его было присоединено к Российскому государству в 1521 г., а чуть позже в 1523 г. и часть южных удельных княжеств на границе с Крымским ханством.
Василий III ещё в 1512 году отразил поход пяти сыновей хана Менгли-Гирея на южные русские города, но Крым оставался разбойничьем гнездом, откуда беспрестанно на русские земли нападали татары, во множестве уводили их жителей в плен и продавали на азиатских рынках. Нападать им было легко, за Российскими юго-восточными границами простиралась огромная степь, по таким открытым местам идти русским войскам было почти невозможно. Да и затрагивать Крым было опасно, ибо он находился под верховной властью турецкого султана. Россия долго ещё будет терпеть крымские разбои, при этом ежегодно посылать в Крым богатые дары. Крымские ханы препятствовали Василию утвердить своё государство и в Казани, мечтая снова объединить Орду под своим началом. За 28 лет государь совершил три похода на Казанское царство в 1506, 1524 и в 1530 годах, но безуспешно.
Василий пригласил в Москву ранее упомянутого грека Максима Триволиса (1470–1556) для изучения и перевода греческих книг. Максим был образованным человеком, знал языки, много путешествовал, учился в Париже и во Флоренции. Прибыв в Москву, он был изумлён собранной там обширной библиотекой. В течение 9 лет он трудился во благо просвещения России и был любимцем государя, митрополит Варлаам также поддерживал его труды. Однако преемник Валаама Даниил обвинил Максима в ереси, оклеветал его, а Василий, поверив наветам церковных врагов учёного, заключил того в монастырь. Максим, кстати, был противником западной Реформации, написал «Слово о Лютеровой ереси», но, видя состояние государства и церкви, сказал, что Русь ещё находится в странствии, и не скоро станет Третьи Римом. Россия — женщина в чёрном вдовьем платье, сидит на распутье дорог, окружённая дикими зверями. Имя ей — царство, но правят им властолюбцы, которые не пекутся о благе подданных.
Василий в течение 20 лет был женат на Соломонии, но не имел от неё детей. По этой причине он развёлся и насильственно постриг её в монастырь, за что и церковь, и простолюдины осуждали его. В 1526 году он женился на Елене Глинской, дочери Василия Глинского. Род Глинских происходил из ханов татарских, выехавших из Орды в Литву к князю Витовту. Выдающимся представителем рода стал Михаил, воспитанный в Германии, он служил Альбрехту Саксонскому, затем Максимилианну I в Италии, победил и войско Менгли-Гирея. Храбрость, знатность и богатство породили в Литве к нему зависть, отсюда ненависть и злословие, не защитил его и Сигизмунд, у которого он просил защиту. Князь Василий предложил трем братьям Глинским (Михаилу, Ивану и Василию) помощь в России, те согласились и объявили себя слугами царя, а их сестра Елена родила государю двух сыновей, в 1530 г. — Ивана, через год — Георгия (Юрия).
Итак, Василий III продолжил дело своего отца Ивана III по собиранию земли Русской. Присоединив Псковские, Смоленские и Рязанские земли, он завершил объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси вокруг Москвы. Образование единого Российского государства требовало и дальнейшего преобразования системы управления страной, которая также начала складываться при Иване III. Прежде всего утвердилось единовластие, великий князь московский практически стал государем, имевшим право издавать законы, объявлять войну или мир, руководить армией и флотом, чеканить монеты. Василий оформил и систему уездов, которые управлялись наместниками, вершившими суды, взимающими пошлины и штрафы, находившимися при этом на содержании местного населения, которое предоставляло им на время службы кров и корм в денежном или натуральном виде.
Прежде чем перейти к правлению Ивана IV Васильевича следует сказать несколько слов о знатных людях государства. К ним в первую очередь относились князья, потомки старых родов, ведущих свое начало от Рюриковичей, а также родовитые потомки как литовских династий Гедиминовичей, так и отпрыски великих ханов Золотой Орды, с которыми путём браков роднилась русская знать. Все они стали называться собирательным словом «бояре». В условиях единого государства привилегированное положение стало постепенно занимать и служилое сословие — дворяне, «дети боярские», нёсшие военную службу и получавшие за неё поместья от государя, переходившие по наследству от отца к сыну сперва только в том случае, когда и сын становился воеводой, то есть крупным военачальником.
Русь долго оставалась раздробленной на небольшие удельные княжества, внутри которых не существовало системы вассальной зависимости. С образованием единого Российского государства в XVI веке всё население страны, в том числе и знать, становилось подданными государя. Однако знать, занимая высшее место в сословной иерархии, принимала непосредственное участие в управлении государством, входила в состав боярской думы. Но, гордая и богатая, она тяготилась зависимостью от самодержцев, отсюда заговоры против царей, а позже и императоров, всегда сопровождали их правление, что нередко приводило к их свержению путём восстаний, убийств или отравлений. Всё это порождало смуты и кровопролитие в стране, влияло на характер правителя, развивая в нём недоверие и подозрительность к окружению, и, что самое прискорбное, — крайнюю жестокость. Уже со времени Ивана IV Грозного в стране была создана тайная полиция, которая выявляла и наказывала не только виновных, но и невиновных, неугодных монархам.
Далее мы переходим к правлению Ивана IV Васильевича, последнего представителя династии Рюриковичей. Е. Рерих в своем письме (Т. 4. С. 306) сказала, что от начала веков не тёплые светляки строят храмы, но подвижники и джинны. Иван Грозный и был таким джинном, а вслед за ним и Сталин, которые не только помогали строению России, но и выметали из неё сор, т. е. являлись рукой искупительной кармы.
Иван IV родился в 1530 г. и умер в 1584 г. Он был личностью противоречивой, к тому же его характер не раз изменялся в течение жизни. Иван был человеком одарённым немалыми способностями. Обладая одной из крупнейших в Европе библиотек, собранной его дедом и отцом, он рано приобщился к чтению, особо интересовался жизнеописаниями великих монархов прошлого и рассуждениями историков о божественном происхождении их власти. В своих речах часто приводил примеры из римской истории. Не получив систематического образования, он извлёк из книг обширные знания, кроме того, в зрелые годы сам занимался литературным трудом, став талантливым и плодовитым писателем.
Иван не только не получил достойного образования, но что более прискорбно —надлежащего воспитания. Он был окружён людьми, которые, чтобы завоевать его внимание, потакали его низменным страстям и развлечениям, развращающим его природу. После 30 лет стали всё более проявляться худшие стороны его личности, болезненная подозрительность и мнительность, коварство, гневливость и бессмысленная жестокость. Внешние причины обусловили эти изменения: смерть любимой жены и отстранение от себя близких наставников, которым он всецело доверял, но по слепоте духовной поверил клеветникам, обвинившим их в предательстве. Главной же причиной изменения его характера являлось то, что к этому времени в полную меру стали выявляться кармические семена, заложенные в прошлых жизнях, а затем после выздоровления от смертельной болезни в 1583 году он стал в полной мере подвергаться воздействию сильных, но тёмных энергий, накопленных в прошлом.
Иван был фанатично религиозен, молился и постился, читал жития святых и посещал монастыри. Но не любовь к Богу двигала его веру, а страх перед ним, ибо в глубине души своей он, наверное, чувствовал своё падение, каялся и просил у Бога прощения, хотя тут же снова грешил. Внешне Иван Грозный был велик ростом и статен, имел римский нос и небольшие, но пронзительные глаза. С годами он изменился и внешне, кипевшая в нём ярость отразилась в свирепости лица и потухшем взоре. Грозного иногда называют русским Нероном, хотя он не являлся его прошлым воплощением, судьба обоих схожа. Нерон тоже рос талантливым ребёнком, да и воспитание и образование он получил самое лучшее, его наставником был философ Сенека. Но и он, повзрослев, резко изменился как в результате внешних обстоятельств, предательств и потерь, так и вследствие внутренних кармических причин, энергии которых невозможно преодолеть собственной силой воли, нужно изживать их в страданиях.
Иван IV лишился отца в возрасте трёх лет, который, предчувствуя свой скорый уход, для попечения о сыне назначил опекунский совет, состоявший из семи влиятельных бояр. Они тут же возвели Ивана на престол, дабы братья его отца не захватили власть. Однако когда бояре-опекуны Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. сами развернули борьбу за власть, мать Ивана, Елена Глинская, взяла управление в свои руки, став регентом при малолетнем сыне. Её правление длилось менее пяти лет, но за это время она жестоко расправилась с другими претендентами на власть Карамзин писал о ней, что она считала жестокость твердостью, предавалась и нежностям беззаконной любви, и свирепству кровожадной злобы. Она умерла в 30 лет внезапно в апреле 1538 г., историки полагают, что была отравлена.
После её смерти Иван остался сиротой, а правление полностью перешло в руки бояр, и продолжалось в течение почти 10 лет (1538–1547), при этом характеризовалось ожесточённой борьбой за власть. Обычным делом при дворе стали отравления и убийства соперников, заключение их в темницу или ссылка в монастыри. Никогда Россия не управлялась хуже, и все эти беззакония творились от имени царя и на его глазах. Иван волновался бессильным гневом, что портило его душу, ибо он затаил в себе месть, ждал только удобного случая, чтобы разделаться с людьми, которые его оскорбили. Ещё в возрасте 13 лет он велел казнить главного боярина Андрея Шуйского. С тех пор бояре стали его бояться, никто не смел ему противоречить, однако распри при дворе не утихли, да и сам Иван продолжил вести не только весёлую жизнь, но и казни.
В начале 1547 года в Успенском соборе Кремля Иван был коронован на царство, митрополит возложил на его голову шапку Мономаха, величайший символ царской власти. Первым русским венчанным на власть царём стал именно Иван Грозный. В этом же году совершилась его свадьба с Анастасией Романовной Захарьиной (1530–1560), которую он любил и от которой имел двух сыновей, Ивана (1554–1581) и Фёдора (1557–1598). После ее смерти он имел еще шесть жен, последняя, Мария Нагая (1553–1608), родила ему злосчастного сына Дмитрия.
Летом 1547 года в Москве случился сильный пожар, сгорело около 1700 человек, а с ним вспыхнул и мятеж. В бедах народ винил прежде всех бояр Глинских, имение которых разграбили, а правительства при этом будто бы и не было. После радостных и трагических событий истёкшего года Иван сильно изменился. Молодой царь, отбросив прежние забавы, решил самостоятельно управлять государством, окружил себя людьми, которые стали направлять его энергию в благое русло. Среди них были дворянин Алексей Адашев, боярин Шереметьев, князья Воротынский и Курбский, священник Сильвестр. Последний наряду с любящей женой Анастасией смягчал и его гневливость. Спустя два года после пожара был собран первый Земской Собор, собрание представителей почти всех сословий русских земель. Здесь царь объявил перед народом, что будет управлять справедливо, обещал ему защиту от произвола бояр, обвинив их в злоупотреблениях, которые они творили во время его малолетства, просил и его простить за грехи. Народ плакал от умиления, а вместе с ними и царь. Здесь же он оповестил собравшихся о своём намерении провести социальные преобразования, попросил у них помощи в их осуществлениях.
И вскоре в стране был произведен ряд реформ, которые легли в основу развития России в последующие века, поэтому мы кратко их опишем. В 1550 году издаётся Судебник, утверждающий и роль Боярской думы в качестве законодательного органа наряду с царем. Окончательно утверждаются приказы — органы управления государственными делами в различных сферах жизни и на определённых территориях. Проводится военная реформа, учреждаются стрелецкие полки, регулярная армия из свободных жителей, служба в которой впоследствии становится наследственной, оплачивается она из государственной казны. Церковный съезд, Собор священнослужителей, утверждает единство обрядов во всех сельских приходах и городских церквях, устанавливает правила для чёрного и белого духовенства. Самая последняя земская реформа окончательно оформляется в 1556 году. Образуется система самоуправления в уездах и их волостях, утверждается выборная должность земских старост, которые должны следить за порядком, вершить суды, собирать налоги. Наместничество и их кормление при этом отменяются. Естественно, в силу неопытности царя, реформы инициировались его мудрыми наставниками.
Социальные преобразования во всех странах обычно проходили наравне с войнами, нередко даже неудачными, но именно в такие времена в обществе ощущалась необходимость перемен. И молодой русский царь должен был думать о том, чтобы защищать свой народ от врагов, которые не переставали опустошать русские пограничные области на юге, где казанские татары время от времени продолжали совершать набеги на русские земли, захватывая в плен их население. Иван IV решил взять Казань, чтобы навсегда покончить с её угрозами, к тому же установить контроль над Волгой. Летом 1552 года было собрано большое войско, и царь сам повёл его на хорошо укреплённую Казань. Она пала 2 октября (!) в результате решающего штурма города. Через три года после взятия Казани русскому царю подчинилось Астраханское царство, которое находилось в устье Волги. Таким образом, вся Волга текла теперь в русских владениях, что было очень важно для торговли, а русские люди стали населять плодородные земли ниже Казани (где нынче области Симбирск, Пенза, Саратов), до той поры почти безлюдные.
Турецкий султан, считавший себя защитником мусульманских народов, очень досадовал, что христианский царь покоряет их, но достать покорённые ханства он не мог. Зато крымские ханы, защищаемые турками и используемые ими для ослабления государства, не оставляли в покое Россию своими разорительными набегами. Особенно серьёзными были походы хана Давлет-Гирея (1512–1577) на Астрахань (1569) и Москву (1571), которую он разграбил и поджёг.
В 1558 году Иван IV начал Ливонскую войну, желая покорить города немецкого ордена с их налаженной системой торговли на Балтийском море. Началась война успешно, посланное царём войско захватило Нарву, Дерпт и другие 12 городов, подошли к Ревелю (Таллинну) и Риге. Магистр ордена, опасаясь, что русские завоюют страну, попросил перемирия, во время которого отдал Ливонию Польше. В конце 1561 г. орден прекратил своё существование, а царь должен был теперь вести войну с Польшей. Русско-Ливонская война длилась 25 лет и окончилась поражением России, поскольку против неё уже вступила не просто Польша, а объединённая с Литвой в 1569 г. Речь Посполитая, на престол которой был избран Стефан Баторий (1572), взявший в 1579 г. Полоцк и сумевший привлечь на свою сторону и Швецию. В 1581 году шведы захватили Нарву, Ивангород, Копорье, долго осаждали, но не могли взять Псков. Заключённое перемирие с Речью Посполитой (1582) и Швецией (1583) завершило войну. В итоге Россия потеряла все свои приобретения в Ливонии и на востоке Литвы, большую часть побережья Финского залива.
Ещё до начала Ливонской войны для Ивана наступили печали и искушения, которых он победить не смог. Из царя доброго превратился в жестокого тирана. В 1553 г. он опасно заболел; не думая, что останется жив, потребовал, чтобы бояре присягнули его сыну-младенцу на верность. Его двоюродный брат князь Владимир Старицкий отказался присягать, сам претендуя на царство, многие приближенные также старались уклонится от этой процедуры, предпочитая иметь крепкого царя, чем несмышлёного младенца. К ним примкнули Сильвестр и Алдашев. Иоанн внезапно выздоровел, но не мог забыть случившееся. Хотя ещё несколько лет его наставники были в силе, царь уже тяготился их советами, досадовал, когда они выступили против Ливонской войны, к тому же и царица Анастасия усиливала свою вражду к ним. Дело кончилось тем, что Сильвестр был сослан на Соловки, Алдашев умер в Дерпте, много позже был убит и Владимир Старицкий с его тремя сыновьями.
В 1560 году, немного спустя после удаления приближённых, внезапно умерла царица Анастасия, её смерть погрузила царя в пучину горя, он тосковал в одиночестве, рядом не было никого, кто бы мог дать ему утешение и поддержку. Кроме того, распространялся слух о том, что любимая жена царя, подобно его матери, также была отравлена недругами. Последним ударом для царя было предательство и отъезд Андрея Курбского ко двору польского короля в 1564 г. Князь, отличавшийся образованностью и начитанностью, был одним из самых знаменитых и любимых царём воевод. После отъезда он написал Ивану письмо, обвинив его в жестокости и требуя отменить казни невинных людей. Наверное, трудно оправдать предательство князя, но он бежал из страны, залитой кровью и истерзанной пытками невинных людей, напрасно обвинённых в коварствах и изменах, так как после указанных выше событий подозрительность и гневливость царя достигли высшей степени. Но настоящее ужасало будущее, ибо тиранство царя ещё только назревало.
К 1564 году положение в стране ухудшилось, люди устали от войны, к тому же победы сменились поражениями. Ответственность за это Иван возлагал на изменников, которых продолжали казнить по его указу. Он же, не считая себя в безопасности в Москве, в конце года неожиданно её покинул, уехав в Александровскую слободу. Делегация духовенства и дворян, вскоре прибыв в слободу, просит царя вернуться на царство, от которого тот отказался, проявив иезуитскую хитрость. Иван заявил, что вернётся при условии казни изменников и конфискации их имущества, то есть он решил ликвидировать окончательно влияние бояр на государственные дела. При этом потребовал учредить в стране новый порядок, разделив страну на две части: опричнину и земство. Опричнина включила в себя все её богатые области: Москву, Вязьму, Вологду и др., при этом она переходила в самодержавное управление царя, земщиной должны были ведать бояре. Землевладельцы, не вошедшие в опричнину, должны были покинуть свои вотчины, переселившись в отдалённые места. Было создано опричное войско, призванное утверждать новый порядок, массовые ссылки, казни, насилие над боярами, обвинения в изменах продолжились с новой силой. Митрополиты Афанасий и Филипп обличали царя, требовали отмены опричнины, но были безуспешны, Афанасий сложил свои полномочия, Филипп был убит.
Пик террора наступил в 1570 году. До того умирает царская жена Мария, снова расползлись слухи, что она была отравлена тайными злодеями. Вскоре был получен и донос о заговоре против царя в Великом Новгороде. Услышав о том, царь впал в ярость и выступил в поход против древнего города. Опричники по дороге разоряли города и сёла, а в самом городе кровавая расправа продолжалась около шести недель. Псков был только разграблен, массовые казни миновали его, но продолжились в Москве. Беда столичного града тем не завершилась, ослабленную Москву, как мы помним, в 1571 году сжег крымский хан Давлет-Гирей.
Затем казни приутихли, опричнина была уничтожена, но царь не мог уже освободиться от страшных припадков гнева, в одном из них он так сильно ударил своего старшего сына Ивана, что тот умер. В то время, как на западе государь должен был отказаться от своих завоеваний в пользу поляков и шведов, с востока пришла весть, что там без его ведома был осуществлён на средства купцов Строгановых поход Ермака в 1581 г. на Сибирское ханство, который нанес ему тяжёлый удар. С этого похода и началось освоение Россией Сибири, куда вслед за казаками устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне.
Иван IV умер 18 марта 1584 г., оставив страну, разорённую в войнах и терроре, а значительное уменьшение её населения явилось первым шагом к крепостному праву. После себя он оставил болезненного наследника, младшего сына Фёдора, не подготовленного к управлению государством, но всё же получившего титул царя Казанского, Астраханского и Сибирского. Мы же в заключении этой части ещё раз отметим, что Иван Грозный воплотился в Сталина. Многие историки, не зная о том, всё же улавливают сходства этих личностей в их характерах и в судьбе, повторившей прошлые события на новой исторической сцене, например, смерть любимой жены, террор 1937 года, уничтожение близкого окружения, соратников по строительству и защите государства.