Закон кармы

1. Закон причинности и карма
1. Закон кармы является проявлением всеобщего закона причинности применительно к человеческой эволюции. Закон причинности утверждает, что мироздание есть непрерывная связь (вязь, ветвление) или сцепление (неразрывная цепь) причин и следствий, которые соответствуют друг другу, и что духовные скрытые причины определяют видимые материальные следствия. В мире нет случайных, то есть беспричинных явлений, а представление о случайности возникает от отрицания духовных причин и взаимосвязи всего сущего. В мире физическом мы отделены друг от друга, Природы и Космоса плотностью наших оболочек, отсюда многие из нас не допускают существования связей, которые лежат в мирах невидимых и высших, для них всё приходит ниоткуда и уходит в никуда. Незнание основ и законов мира является главной причиной того, что трудно постигается и принимается закон кармы. Между тем он особенно важен, так как от его познания зависит наше продвижение по эволюции.
«Как величественен закон причинности! В нём заключён ответ на каждый вопрос. Человеческий ум смущается вопросом о бедствиях, но закон причинности приводит к закону кармы. Человек негодует на бедствия, но закон причинности указывает ему на порождения. Человек изумляется странным нарушениям равновесия, но космический закон взывает о Высшей Справедливости. Кто приобщается к закону причинности духом, тот уже приобщён к Истине. Если бы школы и храмы возгласили закон причинности, то и сознание было бы на высшей ступени, ибо не может продвигаться то, что разобщено с основами Бытия» (1).
В дальнейшем изложении мы снова повторим некоторые основы, рассмотренные ранее в разделах о Космосе и о человеке. В мире нет беспричинных явлений за исключением Абсолютной Реальности, которая всегда была, есть и будет, являясь таким образом Беспричинной Причиной мироздания, Источником всего сущего. В нашей Вселенной всё связано, ибо она представляет собой органическое целое, части которой — миллиарды и миллиарды звёзд, созвездий и галактик — объединены между собой Всеначальной Энергией (Абсолютным Духом), являющейся Первой Причиной мира, периодически излучающейся из тьмы Абсолюта. Все формы Вселенной состоят из уплотнённой первичной Духоматерии (Огненной Субстанции), совокупности огненных искр или духовных атомов, возникающих в результате деления Единого Духа-Огня.
Из мироздания нельзя изъять даже один духовный атом, чтобы не разрушилось целое, нельзя ни один атом и добавить, ибо проявленная Вселенская Сфера содержит ограниченное, хотя и неисчислимое, множество нетленных первичных атомов. Их взаимосвязь, лежащая в основе Вселенной, сохраняется и проявляется в её частях, невидимых и видимых мирах, являющихся созданием творческих разумов, которые формируют из первоначальной материи собственные миры. Всеобщие извечные законы лежат в основе мироустройства, определяя связь его частей, эти законы познают творцы и в соответствии с ними строят свои миры.
Наша Солнечная система является частью Космоса, огромной сферы, включающей в себя множество звёздных, солнечных и планетных миров. Космос имеет невидимые границы, а его миры объединены в целое Центральным Духовным Солнцем, проявлением которого является наше видимое Солнце. Все миры связаны между собой потоками энергий, различными по плотности и интенсивности лучами.

2. Наш Космос создан и руководится Единым-Богом Творцом. В основу своего мира он полагает всеобщие мировые законы, но познанные и просветлённые его Разумом. Космические законы — разумные и целесообразные, они утверждают порядок и гармонию, отводят всему сущему своё место и время, устанавливают соответствующие цели и средства их достижения. Божественные законы — это план, согласно которому будут жить и совершенствоваться многочисленные существа Космоса. Помимо плана Творец создаёт идеальные образцы или первообразы, которые будут претворяться в различные формы разумными существами Космоса. Бог-творец является, таким образом, Творческой Причиной Космоса, происхождение и развитие всех форм жизни имеют свои причины, порядок и формы в его Разуме и направляются к совершенствованию его Волей. В своём Разуме Бог видит образ своего мира целиком как настоящее, но разворот плана будет совершаться со временем. Каждый земной мастер подобен Богу, ибо в своем уме видит целиком образ будущей вещи, но реализует его во времени.
План Бога (Космического Разума или Логоса) в основе своей изменён быть не может, он неколебим и незыблем, определяет порядок и гармонию становящегося Космоса на весь период его существования — Космическую Манвантару. Однако проявления плана в мире плотном и относительном подвижны, они зависят от многих изменчивых условий и конкретных обстоятельств. Дочеловеческие царства, управляемые Богами Природы, подчиняются божественным законам беспрекословно, только человек наделяется Богом свободной волей и призван к совершенствованию не внешней силой, но своими собственными усилиями. В процессе эволюции человек должен развить в себе разум, становясь сотворцом Логоса, он призван постичь законы, управляемые окружающим его миром и его собственной эволюцией. Среди них закон кармы важнейший, но даже его теоретическое осмысление трудно, поскольку он имеет много аспектов, не говоря уже о его эмпирическом познании. Однако общее осознание закона должно предварять изучение конкретных причинно-следственных связей в жизни отдельного человека и человечества в целом. «Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь в сущности говоря, ничего кроме кармы и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum» (2).
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 47
Рерих Е.И. Письма. М. 2001. Т. 3. С. 314