3. Карма — закон этической причинности
1. Эволюция человека — это не только развитие его разума, но и развитие нравственности. Все религии мира содержат в себе нравственные заповеди, нормы и правила поведения человека. К настоящему времени они выродились в запреты, которые мало кто выполняет, ибо не знает, почему те или иные поступки совершать не следует. Важной частью и философии во все века была этика — учение о нравственном совершенствовании человека. Философ был призван ответить на вопросы не только о том, что человек может и должен знать о мире, но и о том, как ему в этом мире жить и ради чего необходимо развивать в себе добродетели. Нравственные основы должны опираться на Истину и истинное знание, так как только Истина может сделать человека свободным и совершенным. Но современная философия, в большинстве своих направлений отрицающая существование Истины или возможности её познания, не может обосновать необходимость нравственного совершенствования, и её рассуждения о морали мало кого убеждают и впечатляют.
В наши дни нам даны основы истинной философии, изложенные в теософии, Божественной Мудрости. Законы Бога проявляются в Заветах Бога, Великого Учителя Земли, Космического Логоса, который много раз воплощался в человеческом теле. Ныне, в переломный момент существования нашей планеты и всей Солнечной системы, он дал миру Агни-Йогу, Последний Завет, который является кульминацией знания, принесённого им человечеству ранее. Учение Жизни или Живая Этика утверждает: чтобы быть нравственным, нужно быть знающим, а чтобы знать, следует становиться нравственным. При этом знание предполагает не только постижение Истины, основ и законов мира, но и познание природы вещей и явлений. Знание о мире предваряет понимание этических заповедей и осознание того, для чего необходимо и как развивать в себе нравственные качества, синтез которых составляет те или иные добродетели.
Нравственный человек тот, кто обладает нравственными качествами: дружелюбием, скромностью, честностью и т. д. Нравственный человек имеет добрые намерения и совершает добрые поступки. Кроме несовершения постыдных поступков, он отдаёт себе отчёт в том, почему они недопустимы. Для нравственного совершенствования необходимо знать, что есть добро, а что есть зло. Представления людей о добре и зле относительны, ибо они зависят от различия нашего жизненного опыта. Но только общее определение добра и его тени, зла, даёт возможность сознавать, почему нельзя совершать определённые действия и что последует за тем, если продолжать их делать, вопреки полученному знанию.
В самом общем плане добро есть то, что способствует эволюции человека, Природы и Космоса. Создание гармонии из хаотической энергии, творчество по законам разума и красоты, жизнь человека в соответствии с божественными законами и заповедями есть добро. «Но гармония есть добро, и только она может дать следствия знаменательные. Так, когда Мы говорим о гармонии, тем самым Мы утверждаем добро… Творение добра есть долг человека» (6).
Зло есть противоположность добра, но следует понимать эту противоположность вертикально: вверху добро, внизу зло; добро первично, зло вторично. Активные и сознательные проявления зла существуют только в самом плотном мире Земли, в высших мирах такого зла нет, но есть разных степеней несовершенства. Зло есть то, что препятствует эволюции мира, оно есть попрание божественных законов, создание беспорядка, неравновесия и хаоса, разрушение без цели и смысла. «Следует противостать злу, как проявлению хаоса… Эволюция есть антипод хаоса. Не будем глухи к раскатам хаоса!» (7).
Общее понятие о добре поможет нам ориентироваться в окружающем нас мире, получать ответы на многие сложные вопросы, которые задают себе люди, размышляя о нравственности. Например, почему ложь есть зло, почему нельзя лгать, чем ложь отличается от неправды, есть ли ложь во имя добра и т. д. Во имя наименьшего зла допустимо умолчание, но не ложь, ибо ложь — это нарушение гармонии, несоответствие действительности словам и мыслям. Ложь многоцветна, это и притворство, и неискренность, и вымысел и пр. Ложь приносит лжецу многие неприятности, а часто и страдания. Лжецу не будут верить люди, даже когда он будет говорить правду, недоверие влечёт за собой отказ от сотрудничества вообще или сотрудничество, основанное на обмане. Ложь самому себе — желание выдать нереальное за действительное или нежелание смотреть в лицо правде — вообще губительна, ибо отягощает карму человека. Развитый человек обладает чуткой совестью, интуицией, которая раскрывает ему сущность его поступков. Но знание нравственных оснований позволяет ему проследить причины и следствия его деяний, то есть постигать свою карму. Знание основ даёт ему возможность более объективно оценивать и нравственные поступки других людей.

2. Таким образом, для того, чтобы восходить и уподобиться Творцу, человек должен познать его законы и следовать им, он должен стараться делать добро и избегать зла. Если человек делает зло, попирает Космические Законы в силу своего невежества, слабоволия или своеволия, пытаясь противопоставить желания своего маленького эго высшим велениям, то получает наказания. Порождённые им неравновесие и хаос возвращаются к нему в виде физических и душевных страданий. Но великий смысл страданий не только в том, чтобы наказывать нас, но и в том, чтобы учить нас, только они, а не мимолётные удовольствия и радости, преподносят нам горькие, но действенные уроки. Страдая, человек задаёт себе вопросы: откуда его мучения? каковы причины его потерь и неудач? что нужно делать, чтобы его жизнь стала иной? Размышляя, он, наконец, перестаёт обвинять Бога, взваливать вину на Высшие Силы, перекладывать ответственность на чужие плечи. Напротив, берёт на себя всё большую ответственность, сознавая, наконец, взаимообусловленность всего происходящего не только вокруг него, но и в целом мире.
Если человек осознаёт свои прегрешения и старается их искупить, если он познаёт законы Бога и выполняет его заповеди, то получает награду — расширение сознания, восхождение на ещё одну ступень эволюционной лестницы. Это не значит, что человек становится счастливее в житейском понимании этого слова, он становится мудрее. Но во многой мудрости многие печали, а поскольку наше продвижение вверх непрерывно, то новая ступень оплачивается новыми страданиями. Восходящие страданиями очищаются и преображаются, падающие страданиями наказываются, ибо они настолько глохнут от эгоизма, порочности и нечестивости, что никакими ударами уже невозможно пробудить их совесть.
Сейчас мы переживаем особое время, для многих из нас завершается определённый цикл воплощений, быстро свёртывается наш кармический свиток, оттого все мы проходим через великие страдания. Но остаётся открытым вопрос: как отличить страдания, ведущие к очищению от старых долгов к началу нового цикла восхождений, от страданий, ведущих после расплаты за всё совершённое в прошлом зло, к смерти души? Высшее Эго при этом покинет развращённую личность, и та претерпит разложение в Тонком Мире, переживая и там страшные мучения. Этот вопрос обсуждал Августин Аврелий, который считал, что в конце времени не все души будут спасены, но о предназначенной ему участи человеку знать не дано, ибо он не в состоянии охватить своим сознанием замыслы Бога. Оттого все мы должны выполнять божественные заповеди, мужественно и достойно переносить страдания, веря, что они даются нам не случайно; но одни испытывают муки, данные в наказание, другие очищаются милосердием. При этом концом времени Августин считал завершение определённого цикла человеческой истории, а не космического манвантарного цикла, когда все души достигнут спасения. Августина дополняет и Боэций: «Все кажущиеся бедствия, если они не укрепляют нас и не исправляют нас, значит наказывают» (8).
Только знание прошлых воплощений может приоткрыть тайну о спасении человеческой души. Если человек во многих жизнях творил зло, то вряд ли сможет искупить его за несколько последних воплощений, и скорее всего его бессмертной Душе придётся снова начать своё восхождение. Знание о прошлых жизнях является важнейшим этапом в познании судьбы, и оно в полной мере даётся человеку в жизни, заключающей определённый цикл воплощений. Эта заключительная жизнь очень важна. Конечно, в ней не могут проявиться все накопления человека, но их общий характер — может. Эта жизнь и очень трудна, ибо перед новым витком уже качественно другой кармы в ней даются к оплате все кармические остатки прошедшего цикла. В итоге, ныне страдают все, но одни страданиями возводятся на новую ступень эволюции, другие страданиями только наказываются, их путь восхождения задерживается на миллиарды лет.
Люди трудно осознают, что их карма зависит от них самих, а прежде всего, от их сознания. Многие боятся кармы, понимая её только как кару или возмездие, но карма учитывает и все наши добрые деяния. «Хотя неуловимы добрые следствия намерений, добрых мыслей и действий, но по закону причинности всё приносит следствие. Закон непреложен и величественен. Утверждение причинности в каждом действии даёт расширение сознания, ибо не страх, но распознавание действий даёт правильное направление. Как прекрасен закон, дающий жизнь каждому добру и каждому творческому началу!» (9).

3. Карма есть действие, действие связано с волей, совершенствование человека предполагает не только развитие его разума, но и его воли. Разумная воля отличает человека от животных, действующих инстинктами. Воля и желания не различимы в Космосе, дух проявляется в форме, движимый желанием сознательной жизни. В нашем мире воля и желания могут даже противостоять друг другу, и тот, кто хочет двигаться вперёд, должен осознать это различие.
Желания связаны с жизнью человека в теле и в физическом мере, определяются его материальными потребностями. Для того, чтобы жить, человеку необходимо заботиться о своём теле и его здоровье, создавать достойные условия существования для себя и своей семьи, зарабатывать свой хлеб неустанным трудом. Деградация человека происходит в том случае, если средства для жизни он превращает в единственную цель своего пребывания на земле, если он становится рабом своих желаний, устремляется к удовольствиям и развлечениям, забывая о бессмертной душе своей.
Если желания являются проявлениями сознания земной личности, то воля, как и разум, принадлежат божественной Душе человека, его Высшему Эго. Но воля, как и разум, должна развиваться при воплощении души в тело. Отсюда задачей человека является пробуждение в себе воли, усиление её путём дисциплины и самоконтроля, дабы она стала властелином тела. Восходящий человек не освобождается от желаний и не подавляет их, он их очищает и перестаёт быть их рабом. Умеренность — необходимая добродетель на пути эволюции человека, забыта в современном обществе, в котором царит культ тела, материальные потребности раздуваются всеми возможными средствами, заглушая тихий голос человеческой души.
Человеческие желания изменчивы, часто слепы, бессознательны. Воля — постоянна и устремлена, она направляет человека к совершенствованию, к познанию и творчеству. Она пробуждает в человеке потребность не только познавать добро, но и творить его, бороться со злом во всех его проявлениях и благими средствами. Но мало хотеть творить добро, необходимо иметь для этого силу, то есть развивать сильную волю. Безвольные люди непригодны для эволюции, они — лентяи, не накопившие в себе психическую энергию, ибо «воля — это претворённая, заострённая энергия, символом которой является стрела».
Становление сильной воли связано и с развитием мужества или бесстрашия, ещё одной важной добродетели, которая так ценилась человечеством во все времена. Страх порождает наши пороки, и он разнообразен: страх бедности, страх одиночества, страх душевной и физической боли. Но главный страх — это страх смерти, который мучает и терзает человека, забывшего о том, что жизнь нерушима, а боль — преходяща. Бесстрашие будет полным, когда человек поймёт, что никто не может лишить его жизни, когда он осознает в себе присутствие Высшей Силы и утвердит для себя мысль «На всё Воля Божья», то есть волю его Высшего Я, полагающего для него как искупительные уроки и страдания, так и силу их преодолеть.
Итак, задачей нашей эволюции является развитие воли, разумной, доброй и сильной. «Равновесие утверждается сообразно развитию воли. Потому действие, направляемое Волей Высшей в согласии с космическими законами, утверждает гармонию и создаёт равновесие. Воля низшая, окрашенная вожделением самости, порождает ужасы разрушения, ибо столкновения сил дисгармоничных производят в Космосе взрывы и даёт доступ хаосу… Весы кармы человека утверждают измерение воли его, то есть качество кармы показывает высокую или низкую степень его воли» (10).
Агни-Йога. Надземное. § 349, § 748
Агни-Йога. Аум. § 283
Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М. 1990. С. 272
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 46
Рерих Е.И. Письма. М. 2002. Т. 4. С. 208