2. Философия истории
1. Для превращения истории в подлинную науку, она должна не только описывать исторические события, но и познавать породившие их причины. Научная история должна также постигать связь исторических процессов и их направленность, только тогда она сможет постигать их смысл, а отсюда, извлекать из прошлого определённые уроки и на этом основании определять задачи для будущего. Но смысл и связь событий постижимы только в том случае, если мы будем в состоянии осознавать целое, частью которого они являются. Для становления научной истории нужно предварительно разрешить многие теоретические вопросы, которые неизбежно встанут перед каждым вдумчивым учёным. А это невозможно сделать без опоры на философское знание, так как только философия стремится к осмыслению исторического процесса в целом.
Великий Платон утверждал, что истинное познание проявленного мира должно устремляться к постижению неизменных сущностей или идей, лежащих в основе космических, природных и человеческих процессов и форм существования. И человек может постичь эти идеи и связывающие их в целостную систему законы, поскольку изначала причастен к духовному миру, хотя это познание трудно и предполагает долгий путь развития человеческого сознания. Платон дал и пример философского подхода к историческому исследованию. Он рассмотрел формы государственного правления, представляющие собой вечные типы, которые постоянно проявляются в истории, сменяя друг друга и варьируясь в своём конкретном многообразии.
В рамках христианской традиции разрабатывал свою философию истории Августин Аврелий. Согласно ему, история есть драма, написанная Богом, но исполняемая людьми. Каждый человек знает, чего он хочет и добивается желаемого, но он не знает, почему он этого хочет. Земной человек слеп в своих мотивах, но он прозревает их, осознавая внутри себя наличие вечной Божественной Души и познавая её волю. Действия в соответствии с высшей волей приводят его к положительным результатам, действия против неё — к страданиям, сознательное нарушение этой воли есть тяжкий грех. Кроме того, сам Создатель мира может открыть человеку свои замыслы, нужно только уметь слушать его Голос, что достигается постоянным устремлением человеческой воли к Воле Божественной. Познать смысл истории — значит путём соединения личностного сознания с Сознанием Высшим познать предначертания Божественного Замысла и увидеть его развёртывание в историческом процессе.
Философия истории Гегеля является ещё одной значительной попыткой осмыслить общие идеи исторического процесса. Историки задают себе вопрос, существует ли внутренний смысл истории или он привносится людьми извне? Но на этот вопрос давно ответили древние философы, учившие о Высшем Разуме, который проявляется в истории в качестве Провидения. Ход истории — это не случайная смена событий, а развертывание плана Разума, создавшего наш мир. Смысл истории и её направленность постижимы нашим разумом потому, что ход истории закономерен и разумен, во временных событиях и их внешней связи проявляется внутренняя вневременная связь идей. То, что со слишком близкого расстояния, с точки зрения смертной личности, выглядит хаотично и случайно, со сто­роны вечного и целого предстаёт как закон Разума, направляющего мир в сторону совершенствования, побуждающего нас к познанию Истины, к творению Добра и Красоты. Человек может познать эти законы, но сам не может их создавать, частичное и временное не может предопределять всеобщее и вечное. Развивая в себе разум, созвучный Божественному Разуму, человек усматривает разумность и своей собственной, и общече­ловеческой Судьбы, через страдания и препятствия ведущей нас к совершенству. Всё действительное разумно, ибо проходят и разрушаются несовершенные формы, но вечно живёт созидающий их Дух. Оптимизм Гегеля во взглядах на историю обусловлен глубоким пони­манием Истины, а не человеческими эмоциями, пессимизм же современ­ных философов исходит от их невежества и духовной слепоты.
Августин и Гегель проявили себя и как крупные историки, ибо стремились показать, как божественное Провидение проявляется в конкретной политической и духовной истории человечества. Однако при всей широте их замыслов они были ограничены своим временем, которое не позволило им принять во внимание взгляды древних философов на эволюцию человека путём его многократных воплощений на Земле. Именно это утерянное звено в западной философии и не позволило в дальнейшем построить целостную концепцию философии истории, непротиворечиво ответить на многие сложные вопросы, прежде всего на вопрос о соотношении божественного предопределения и свободной воли человека. И только восстановление и осмысление этого важного звена может в будущем увенчаться успехом, ибо нет истинной истории без истории человека, непрерывно существующего в историческом времени и развивающегося в нём до состояния Богочеловека.

2. Классическая философия истории утвердила важнейшую идею о том, что историк изучает деяния людей, возникающие в историческом времени, но законы их действий существуют до них. Принять это положение трудно позитивистски мыслящим историкам, но без его осознания невозможен прорыв в развитии исторической науки. Будущая история должна прежде всего принять не только существование исторических законов, но и осознать их характер и направленность. Космические законы — это всеобщие вечные законы мироздания, осознанные Богом-Творцом, и положенные в основу его мира. Это план Космического Логоса, определяющий общее развитие планетарных систем и существ в них эволюционирующих. Согласно этому плану происходит эволюция рождённых им духовных зёрен-монад. Проходя жизнь в минеральной, растительной, животной и человеческой формах, монада реализует план, заложенный в ней Логосом, овладевает материей плотных форм, развивает своё сознание. Дочеловеческая эволюция монад осуществляется под руководством Иерархии Богов Природы, а человеческая — под руководством Планетарных Духов во главе с Богом-Творцом. Но нужно помнить, что говоря об эволюции монад, мы имеем в виду проявление их духовных потенций в различных мирах Космоса, собственно же развитию подлежат окутывающие их энергии, призванные развиться до высочайшего сознания путём оформления в нужные для этого тела.
В мире феноменальном и историческом всё преходяще, неповторимо и ново, но план Логоса неизменен и вечен на Манвантару. Вот оттого и говорили философы прошлого о том, что вневременная логика идей разворачивается во временности природных и исторических процессов, под логикой в данном случае понимая не мышление человека, а мышление Логоса. Исторический процесс есть выявление во времени плана Высшего Разума, это ясно понимал и прекрасно выразил Гегель, но исказили его последователи, для которых помимо человеческого мышления не существует никакого другого. И непонятно, почему историк и философ Р.Дж. Коллингвуд, выступавший против позитивистского взгляда на историю, сам при этом писал: «Субстанция, в лоне которой происходит событие или же природа которой ему предшествует, — ничто для историка. Отсюда — попытки мыслить исторически и попытки мыслить в категориях субстанции были несовместимыми» (4). Напротив, лишить исторический мир его субстанциональной основы, значит лишить его смысла и цели, к тому же мыслить конечное и преходящее вообще невозможно вне его отношения к вечному и неизменному.
Законы истории есть проявление законов развития Духа, лежащего в основе мироздания и проявляющегося в виде духовных зёрен-монад во всех космических формах. Цикл развития монады начинается сверху, от целостного и единого сознания она движется вниз, где привязывается к земле и забывает своё божественное происхождение. Миллионы лет она набирается опыта, являя свои потенции в трудных условиях плотной материи. С человека начинается путь монады вверх, её сознательное движение к исходной точке полноты и единства. В конце цикла, впитав все плоды своего развития, она достигает более высокой ступени по сравнению с исходной. После усвоения накопленного опыта и отдыха, монада начинает новый цикл развития, который повторяет предыдущий, но происходит на более высокой ступени. «Будда становится моллюском, чтобы моллюск снова развился в Будду» — вот что хорошо знала древняя восточная и греческая мысль, но смутно понимают философы нашего времени. Вместе с ними и современная наука ничего не ведает ни о духовной монаде, ни о её нисхождении в материю, оттого и затрудняется понять движущие силы и цели восходящего движения мира.

3. Духовная эволюция мира развивается по спирали, этому закону подчиняется и человеческая история. История никогда не будет завершена, ибо беспредельно развитие духа, восходящего по ступеням эволюции, но определённые периоды истории имеют завершение, так как дух восходит не непрерывно, а определёнными циклами. Каждый период истории имеет своё начало и своё завершение, после чего процесс начинается снова. И своё начало человеческая история ведёт не с эпохи звероподобных людей и не с первобытного общества, а с эпохи божественных существ и высочайших цивилизаций. Об этом говорили в своё время Геродот и его последователь Гердер, выделяя в истории периоды Богов, Героев и людей. Циклическое развёртывание истории как смены семи Рас и семи Подрас описано в «Тайной Доктрине», к тому же утверждающей, что человечество нашего вида существует на планете уже 18 млн. лет, то есть гораздо более длительный период, чем допускают современные учёные. Историки даже прошедшее тысячелетие воспринимают как время далекого прошлого, а людей, живших в те времена, сильно от нас отличающихся. Но медленно развивается человеческое сознание.
Не только история в целом, но каждая культура проходит в своём развитии определённый цикл жизни от своего возникновения и подъёма, а затем спада и завершения. Недаром древние философы делили бесконечные периоды человеческого существования на циклы, в течение которых человечество постепенно доходило до высочайшей цивилизации, а затем постепенно опускалось до варварства, чтобы снова начать свой подъём. «В истории мы наблюдаем регулярное чередование приливов и отливов развития человечества. Великие царства и империи мира сего после достижения кульминационного взлёта своего величия снова опускаются вниз в соответствии с тем же законом, по которому они когда-то поднимались; так человечество, опустившись до самой низкой точки, снова собирается с силами и опять восходит, причем высота его восхождения, по закону прогрессии восхождения, на этот раз будет немного выше той точки, с которой оно в последний раз начало свой спуск. Деление истории человечества на Золотой, Серебряный, Медный и Железный века не есть выдумка» (5).
Отрицая законы истории, отрывая человеческое бытие от природного, противопоставляя Космос и Историю, некоторые учёные утверждают, что в природе мы наблюдаем повторяемость событий, а в истории — их уникальность. Но разве не уникален и неповторим каждый цветок, расцветающий на лугах мира каждый год, разве не уникальны весна и лето, несмотря на их повторяемость, разве звёзды и планеты не уникальны по своим проявлениям?! А разве в истории нет повторяемости событий? Уникальны расы и народы, но они проходят одни и те же пути от расцвета к гибели; неповторима жизнь человека, но все люди проходят определённые стадии: детство, отрочество, юность и т. д. «То, что мир движется циклически и события, совер­шающиеся в нём, повторяют друг друга — это старый, но, тем не менее, всегда новый трюизм... Более того, это такое утверждение, которое люди легко могут проверить на самих себе» (6).
Но может ли человек постичь общие законы истории и Замыслы Бога? Может ли он, находясь внутри истории, выйти из её русла и окинуть историю общим взглядом? Многие историки, не зная о существовании божественного человека внутри человека земного, отрицают и возможность познания исторических законов, и само их существование вообще. Да, законы природы легче наблюдаемы и познаваемы, ибо в малом промежутке известной нам истории трудно усмотреть порядок и повторяемость событий. Но разве что-то мешает нам расширить своё сознание, углубиться в прошлое дальше, научившись читать в сокровенных глубинах нашего Божественного Эго?! А пока мы не обладаем такой способностью, опираться на знание Великих Учителей Мудрости, которые стоят на вершинах истории и знают больше тех, кто живут в низинах; которые видят, не только то, что уже совершилось и совершается внизу, но и то, чему предназначено свершиться.
История не сможет стать истинной наукой без опоры на философское знание, к тому же не всякое, а на истинное и целостное, даваемое Великими Учителями в прошлом и настоящем. Успешное развитие всех наук будет зависеть только от того, насколько учёные в своих исследованиях будут руководствоваться доктринами изначальной Мудрости, вновь открытыми нам «Тайной Доктриной» и Агни-Йогой, принесёнными в мир Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М. 1980. С. 43
Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. М. 1993. Т. 1. С. 95
Блаватская Е.П. Карма судьбы. М. 1996. С. 233