1. В качестве заключения мы бы хотели сказать несколько слов об исповеди, где человек пишет о себе сам. Воспоминания о своей жизни оставляли многие исторические деятели; осмысляя своё прошлое, делая его завершённым и целостным, тем самым облегчали работу историка, пытающегося данную личность познать. Написание любой автобиографии — это подведение итогов всей прожитой жизни или её определенного этапа, но в исповеди отражаются не столько значительные вехи во внешней жизни человека, сколько коренные переломы в его внутреннем мире. Примером такого текста является «Исповедь» Аврелия Августина.
Написание исповеди есть свидетельство и результат важных изменений в жизни человека: он в явном виде осознаёт то, что предчувствовалось в глубинах его сознания. Исповеди пишутся не просто для того, чтобы подвести итог прожитому, но чтобы в многообразии встреч, мыслей и чувствований увидеть определённый смысл. Эмпирический материал накопленного опыта, организованный в единство творческой волей человека, позволяет наглядно усмотреть, что жизнь не есть хаотический поток различных состояний, а целенаправленное движение. Написание исповеди есть одновременно и осознание того, что направленность и цель жизни задаёт нечто, лежащее в её глубине, то есть за внешними проявлениями человек прозревает существование безмолвно смотрящего Наблюдателя.
Исповедь — это анализ самого себя, попытка увидеть себя со стороны, но увидеть себя со стороны можно лишь заняв место в центре, в неподвижности. Всякий воплощающий мир в слове, всякий пишущий не для забавы или славы непременно постигает скрытое от поверхностного взгляда разделение: один — тот, кто наблюдает, другой — тот, кто совершает акты писания, познания, деяния. О том и говорили истинные философы и основатели всех религий: человек внешний есть проявление человека внутреннего, духовного. Потому акт написания исповеди может явится и актом воспоминания: ты есть То, вневременное Эго. Кто этого не обнаруживает, всерьёз ещё не думал о глубинном смысле своего пути, он ещё находится на поверхности жизни, не пришло его время или ему не хватило мужества — нырнуть в глубину.
Исповеди пишутся на вершине жизни или в её завершении, когда не только накоплен достаточный опыт, но главное — он изжит. Всё, что раньше удовлетворяло человека, теперь его тяготит, он не находит на земле того, чего так жаждал, и прорывается за пределы земного к миру горнему. Осмысление прошлого есть и горькое осознание своих заблуждений и слепоты, ибо сколько раз вместо движения по заданному направлению, человек уходил в сторону, заглушая тихий внутренний голос суетой. Уход в сторону всегда заканчивался безысходным тупиком и страданием, однако с новой силой побуждал искать истинные дороги. Уроки, которые человек учит на земле, — это ступени, по которым он восходит. Но самые надёжные ступени, как ни парадоксально, складываются из ошибок, которые он совершает. Может быть, благодаря своим падениям, человек и приобретает то, что невозможно потерять, за всё заплачено сполна. В «Исповеди» Августина мы и видим пример такого самопознания, его пробудившийся дух поднялся над смертным человеком и увидел его со стороны во всех его достоинствах и недостатках. Его откровенность объясняется именно тем, что он перестал отождествлять себя с преходящей личностью, отделил себя истинного от себя земного, тем не менее им порождённого, за которого он несёт ответственность.
Осмысление прошлого — это разрыв с ним, отбрасывание не только ошибок, всего тягостного и тёмного, но и расставание со всем светлым и радостным, так как, только оторвавшись от прошлого, можно получить будущее. Исповедь есть катарсис, очищение сознания, освобождение пространства для новых накоплений. Поставить точку в конце — значит начать новый путь и больше не оглядываться назад, чтобы соляным столбом не остаться среди пылающей земли. Пишущий исповедь остро чувствует проблему времени. Он осознаёт, что, если есть «сейчас», есть настоящее, например, данный акт написания, то есть и прошлое, и будущее, есть всегда, сразу, и ищущий имеет туда вход. Где сохраняется прошлое, где находится будущее? В сознании, но выходящем за границы личного воплощённого эго, только божественное Эго может воспринимать его содержание.
2. Человек — не просто прохожий, блуждающий в сумрачном лесу, но Путник, приходящий в мир для накопления опыта. Задача нашего конкретного воплощения актуализировать определённые потенции духовного Эго, то есть воплотить в формах то, что бесформенным семенем лежит в мире причин. Пишущий о себе делает это дважды: в мире феноменальном, проживая события в реальности, и в мире мысли, отражая события в слове. Всякий пишущий задаёт себе мучительный вопрос — зачем писать, зачем жить дважды, пока не понимает, что писательство есть великое делание, ибо слово есть воплощение смысла, а верное, точное слово — воплощение Истины. Оформление опыта в словах и есть его истинное проживание, ибо мир мысли более реален, чем мир плотный. В последнем всё течёт и проходит, записанное же сохраняется навсегда. Недаром в своей прекрасной исповеди «Жизнь Арсеньева» И. Бунин предпослал слова: «Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевлении». При написании теряется полнота мира чувственного, но приобретается ясность и чёткость мира ментального. Сущее увековечить, сущее вочеловечить — задача человека на земле, и писатель делает это в словесном материале.
Человек становится таким, каким он мыслит себя, какие идеалы себе полагает. Обсуждают вопрос, каким был Августин на самом деле, не возвеличил ли он себя в своей «Исповеди», не умалил ли? Но кто из людей может это знать? Не за тем ли и писал он, чтобы истинного себя узнать, чтобы за хаосом личностных переживаний и множественных однодневных мыслей увидеть внутреннее, непреходящее, искал то, кем он может когда-нибудь стать, завершая свои трудный путь восхождения. Богу исповедовался Августин, давал отчёт бессмертной Душе своей, которая и будет оценивать прожитую им жизнь. Не судите других — сказано нам, и одновременно — без познания человека невозможно восходить вверх. Суд над человеком и оценка людей — разное, постичь эту разницу должен каждый вдумчивый человек.
Путник идёт не просто по горизонтали — бессмысленно и скучно, зачёркивается само понятие пути, он поднимается вверх, восходит. При восхождении необходима иерархия целей-ценностей. Кроме иерархии ценностей, необходима и высшая цель, нужна не только руководящая Идея, заложенная в монаде, но и воплощённый в образ Идеал. Открывая себя как Бессмертную Сущность, раздвигая границы своего существования, человек неизбежно приходит к идее Творца и к идеалу Учителя. Идея Бога воплощает в себе идею Единства всего сущего, откуда монада исходит и в котором имеет своё бытие. Идеал же воплощается в Личности Учителя, завершившего путь земного совершенствования и приходящего на землю ради помощи другим.
Исповедь — это воспоминание об Учителе, Небесном Отце, который ведёт душу в её трудных испытаниях. Блудный сын начинает путь возврата, ибо он вспоминает Дом Отчий и знает, что его там любят и ждут. Отец встретит любого сына, но нужно вернуться, выполнив свой долг, чтобы быть достойным Его любви и надежды. Обретение Бессмертия и Дома в мире ином — вот результат всех человеческих устремлений. Не одинокий бродяга человек на земле, заброшенный в абсурдный мир непонятно зачем, а Сын Божий, уходящий в путешествие. Исповедь — выражение любви к Учителю. Как ярко это у Августина! Многочисленные слова о любви, это не «припадки восхваления бога», как «глубокомысленно» выразился один автор учебника по истории философии, а страстное желание и невозможность земными словами выразить всю безмерность и сокровенность этого чувства. Исповедь — ведь это и желание поделиться лучшим, что у тебя есть, а что может быть выше переживаний божественной любви?!
Чужие исповеди интересны тогда, когда за эмпирической личиной видно Высшее Эго, когда автор выражает всеобщее, волнующее и другого человека, его будущего читателя. Путь самопознания предстаёт перед нами как путь познания Божественного, ибо человек, начиная с интуиции своей беспредельности, переходит к осознанию существования Высшего Мира и Высшего Начала в себе, духовной монады, Божественной Индивидуальности и, наконец, Бессмертной Личности. Вечный Дух не восходит и не меняется, Он вечно пребывает как Источник жизни и То, что связывает человека с непостижимым Источником всего сущего. Восходит и меняется Индивидуальность, проявление Духа, которая для раскрытия Его содержания надевает земную личину. И неизбежно приходит убеждение в том, что одной крохотной жизни на земле недостаточно, чтобы развить в себе все потенции Духа и достичь определённой ступени совершенства на бесконечной лестнице бытия. Как часто смерть прерывает творчество человека на той точке, когда многое не завершено и велики планы на будущее; жизнь была бы абсурдом, если бы мы не могли продолжить прерванное смертью. В Надземном Мире человек может продолжать творчество, но важный опыт по претворению своих идей он получает только на земле, при их воплощении в материю плотного существования. Августин не раз задаёт себе вопрос, где он был до того, как появился в чреве матери своей, вполне возможно, что он знал о перевоплощении через манихейские мистерии, но, будучи связан клятвой, скрывал своё знание. Вместо этого говорил о предсуществовании души до ее вхождения в человеческое тело, однако эта идея не нашла достаточного развития в церковном христианстве.
3. Исповедь — это диалог, который ведёт автор с самим собой. Отрицается всё ложное и преходящее, связанное с эгоизмом личности, всё прекрасное и истинное утверждается, чтобы затем сохраниться в Чаше его накоплений. Но как часто в культуре мы встречаем диалоги через века; например, Данте воскрешает Вергилия и берёт его в качестве водителя по иным мирам. Вся проблема понимания, так широко ныне обсуждаемая, сводится, в общем-то, к одному вопросу, почему в чей-то духовный мир человек может войти, другие миры для него закрыты, он даже не замечает их? Почему одна культура или эпоха близка и созвучна человеку, другая — нет? Существуют родственные души, имеющие в своём основании общие корни; души-братья, воплощающие близкие идеи и находящие друг друга в земных пребываниях. Но чаще всего, в таких случаях и обнаруживается воплощения одной Индивидуальности, и личности, разделённые столетиями, узнают друг друга, пусть пока интуитивно, неявно для дневного сознания, и продолжают прерванное дело своего предшественника.
Как известно, Августин не раз отмечает влияние, которое оказал на него Цицерон; так в «Исповеди» он особо отмечает произведение последнего — «Гортензий», значительно изменившее его внутренний мир
(18). У поэта и мыслителя эпохи Возрождения Петрарки мы обнаруживаем увлечение тем же Цицероном. Именно он находит неизвестные письма римского оратора и философа, после их прочтения пишет ответные письма её тени. Там есть такие слова: «С жадностью прочёл твои письма, которые долго и старательно искал… Я скорблю о твоей судьбе, мне стыдно за тебя, и я сожалею о твоих ошибках»
(19). Это письмо вызвало возмущение в литературном мире: как смел Петрарка брюзжать на величайшего писателя античности?! Исследователь творчества Петрарки, почувствовав близость двух личностей, добавляет от себя, что никто из негодующих судей не подумал, как тяжело достались эти слова самому автору
(20). Почему так трудно и так близко была воспринята личность Цицерона Петраркой, не встретился ли он со своим далёким прошлым и не узнал ли внутренним зрением и памятью себя самого в другой личности, и осудил её недостатки?
Но самое удивительное мы находим дальше: на судьбу Петрарки оказал влияние Августин. С его «Исповедью» он не расставался с юности, а в автобиографической книге «Моя тайна» именно Августина берёт в качестве собеседника и наставника
(21). Что это — простые совпадения или здесь раскрывается тайна одной Индивидуальности, бывшей на земле в личностях Цицерона, Августина, Петрарки? Тем более, если мы пристальнее вглядимся в их жизни, сравним черты характера, стремления, проанализируем «болевые» точки творчества, то получим большой материал для размышления. Быть может, в данном случае мы имеем возможность прочитать не одну, а несколько страниц в Книге Жизней одной Индивидуальности? И если человек начнёт осознавать, что все его встречи и
влечения не случайны, что таланты и творческие способности он приносит из прошлого, и они есть результат его предшествующих трудов, он обнаружит многое, на что пока не обращает внимания.
Диоген Лаэрций рассказывал о Пифагоре следующее: Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему живому и мёртвому память о том, что с ним было
(22). Но что есть бессмертие, если не память о странствиях души в мирах земных и надземных, и не раскрывается ли она человеку как дар Богов в награду за его творческую смелость и дерзание?!
«Дельфийская заповедь «Познай самого себя» была ясно понятна каждому народу древности. Однако, чтобы понимать его смысл полностью, требуется прежде всего верить в Перевоплощение… Человек, короче говоря, должен знать, кем он был прежде, чем прийти к познанию того, что он есть. А сколько среди европейцев таких, кто способен развить внутри себя абсолютную веру в свои прошлые и будущие перевоплощения, даже только как в закон, не говоря уж о мистическом узнавании своей непосредственной предшествующей жизни?»
(23).