В первом разделе текста о метаистории России было сказано о том, что наступление новой космической эпохи Водолея, сменившей эпоху Рыб, мы относим к 1942 году, отсюда, её зарю отсчитываем с 1789 года, ибо 1° эпохи в 2600 лет составляет 72 года, соответственно 2° — 144. Много событий произойдёт в мировой истории XIX века, которые будут свидетельствовать о начавшемся влиянии водолеевских энергий и его управителя Урана. Особенно они затронут Россию, ибо под их лучами она будет преобразовываться в Новую страну. Её рождение будет мучительным, большие бедствия обрушатся на её народ, многочисленные тёмные силы, управляемые противниками Урана Сатурном, будут стремиться её покорить. И не будет у государства Российского преданных друзей среди других стран, только лишь временные союзники. Совершенно одна она будет противостоять полчищам ада, но силы Небесные не оставят Россию в её скорбном пути очищения и преобразования.
Итак, к концу XVIII века на территории Евразии усилиями прежде всего русского народа, великороссов, была построена Российская империя. Процессом созидания страны руководили крупные души, которые являлись правителями и наставниками народа. Великий Учитель человечества и Матерь Мира направляли развитие русской государственности с начала его образования в IX веке нашей эры, а вплоть до XV века непосредственно воплощались на русской земле. Задачей правителей империи и в XIX веке по-прежнему останется сохранение целостности страны в цельности, защита её границ от недругов, упрочение авторитета среди европейских государств путём укрепления армии и флота.
К сожалению, и духовные братья русских, славяне, будут по-прежнему проявлять по отношению к ним недружелюбие и даже вражду. В этот стан наряду с поляками и литовцами попадут со временем и кровнородственные русским малороссы, только белорусы останутся верны как изначальному духовному братству, так и кровнородственному единству. В связи с увеличением территории страны и ростом её населения (в 1800 году здесь проживало около 36 млн. человек) возрастёт и необходимость усовершенствования её хозяйственной жизни. А усложнение социальной структуры общества и возникновение более глубоких противоречий между сословиями потребует от правителей всё больших усилий для поддержания в стране порядка, недопущения восстаний и бунтов благодаря не только созданию новых законов, но главное, их исполнения.
Воспитание и образование народа остаётся важной задачей правителей XIX века. Вместе с этим возникает и задача более сложная — создать необходимые условия для формирования самобытной культуры России, при этом, однако, всемирно значимой. Ведь, как было сказано ранее, русский народ является основой для формирования человечества Шестой Расы, потому он должен создать не только более совершенное государство с просвещённым и добродетельным монархом во главе, но и уникальную культуру, вокруг которой будут собираться избранные представители Пятой Расы. Эта культура будет создана при помощи воплощений в России крупных личностей с большими накоплениями в области творческого труда как в странах Запада, так и в странах Востока.
Говоря о культуре, мы в данном случае имеем в виду широкое значение этого понятия, ибо включаем в неё религию и философию, науку и искусство. Культура в узком смысле отождествляется с искусством — литературой, поэзией, музыкой и живописью. При этом мы отличаем культуру от цивилизации. Арнольд Тойнби в своём труде «Постижение истории» выделил в мировой истории отдельные крупные общества от древности до современности, назвав их цивилизациями. Критерием же их различия являлась для него культура того или иного народа с религией как её основой, а наука исключалась из его классификации в силу того, что имеет наднациональный характер.
Для нас цивилизация — это определённая стадия общественного развития, формирующаяся с началом XIX века и достигшая ныне своего пика. Она есть результат стремительной научно-технической революции, начавшейся с изобретения парового двигателя в 1712 году и оптического телеграфа в 1794 и достигшей ныне создания тончайших приборов, информационных технологий. Техника заменила ручной труд в различных сферах хозяйства, транспорт связал все уголки мира реально, а средства массовой информации — радио, телевидение, интернет — виртуально. Раздробленный на части мир превратился в глобальное единое сообщество. Произошла унификация мира и с возникновением единой экономической системы на базе единой валюты, доллара, обеспечившего господство американской нации. Таким образом, культура основана на примате философских и эстетических ценностей, а цивилизация — на основе научных и технических достижений.
Тойнби писал, что если экономическая карта мира вестернизирована, то культурная карта мира остается прежней. Да, пока это так, но происходит быстрое распространение унифицированной массовой культуры — бездарной, бесплодной, питающейся прошлыми достижениями. Почти нет больших талантов, не говоря уже об универсальных гениях. Если они и есть, то им трудно пробиться сквозь информационный шум, создаваемый бездушными двуногими. Но так и должно быть в конце времён, когда происходит завершение длительного исторического цикла в миллион лет. Люди, достигшие определённой ступени развития в предыдущем периоде, идут незаметно, искупая последние долги, очищая пространство своего сознания для новых поступлений.
Напомним, что задачей эволюции человека является развитие сознания (души) путём воплощения в земную плоть. Необходимо утончать свои чувства, совершенствуя эстетический вкус, превращая грубые страсти в духовную любовь, низшие беспорядочные желания нужно преобразовывать в Высшую Волю, устремлённую к добротворчеству, а главное — расширять своё мышление. Русский народ — народ Венеры, чувства красоты и гармонии ему врождены, от того музыкальные и художественные способности легко в нём развиваются. В новой стране народное творчество может достигнуть больших высот, если будет воспитано на шедеврах, создаваемых великими российскими музыкантами и художниками, в свою очередь, наследовавшими мировую культуру. Создавая государство, русский народ развивал нравственно-волевые качества: мужество, выносливость, трудолюбие, терпение и терпимость. С восходом эпохи Водолея пришла ему пора развивать умственное начало: рассудочное мышление преобразовывать в интеллект, а затем и в высший разум, связанный с божественной Душой человека, причастный к космическому мышлению — Логосу.
С помощью мышления человек познаёт окружающий его мир, при этом главным видом познания является наука. Постижение научного знания в процессе образования, а затем и участия в его создании, развивает прежде всего интеллект, который просветители Западной Европы XVIII века называли умом, не отличая его от разума. Созданию современной науки человечество в первую очередь обязано философам и учёным Европы Нового времени. Мы помним, что европейские народы возникли в результате смешения юпитерианцев греко-римлян с германскими племенами, рождёнными под Меркурием, планетой, отвечающей за интеллект. Юпитер же отвечает за разум, преддверие Высшего Манаса, высочайшей познавательной способности, которую может достичь человек на планете Земля в её Четвертой стадии развития. Подробнее об этом можно прочесть в разделе «Философские основы единой науки о человеке».
Говоря о науке в общем смысле слова, мы, конечно, понимаем, что единой науки нет и быть не может, поскольку она изучает отдельные стороны реальности. Естественные науки о космосе и природе от элементалов, минералов, животных и растений представляют собой единство эмпирического и теоретического знания. С одной стороны, они обобщают опытные данные, получаемые с помощью органов чувств, наблюдений и экспериментов, создавая различного рода теории. С другой стороны, теории, построенные в результате абстрактных размышлений без опоры на опыт, наполняют конкретным содержанием. Прежде всего речь идёт о математике, в основании которой лежат интуитивно ясные положения. Социально-исторические и гуманитарные науки о человеке и результатах его культурной деятельности обобщают жизненный опыт человека и человечества, отражённый в разного рода письменности от документальной до литературной.
Знание об окружающем мире накапливалось человечеством с первобытных племён, ибо оно было необходимо для его жизнедеятельности. Наука же в виде организованного знания и определённого социального института возникает с момента образования государств. Благодаря историческим исследованиям мы можем ныне судить о том, какой была наука в Вавилоне и древнем Египте, не говоря уже о науке в период Средневековья в арабских и европейских странах. Современная наука, интенсивное формирование которой мы относим только к началу XIX века, стала значительно отличаться от прежней и тем более древней науки.
Прежняя наука наряду с внешними силами природы изучала и её скрытые внутренние силы, недоступные никаким приборам, постигаемые только с помощью особых способностей самого человека. Прежняя наука была делом избранных, проходивших особое обучение и посвящение. К ним относились маги и жрецы древности, выдающиеся врачи, алхимики и астрологи Средневековья, например, Парацельс. Наука прошлого была оккультной, сокровенной, к её изучению не только допускались единицы, но и результаты её были доступны очень немногим. Ныне изучать науки могут все, а ее достижения широко рекламируются даже в средствах массовой информации. Роль и авторитет науки в обществе необыкновенно высоки, ибо без нее невозможно организовать глобальный усложнённый социальный организм и управлять природными силами, к тому же приведёнными в дисгармонию неразумными действиями людей.
Наука как знание о частных законах необходимо связана с философией, которая представляет собой знание о всеобщих законах мироздания. Она даёт основу для синтеза знания конкретных наук, направляет их исследования. Философия изучает и проявление всеобщего в частном, при этом именно наука даёт ей возможность осуществлять эту задачу, давая многообразный материал для обобщения. Приобщаясь к философии, человек развивает разум. Философия — любовь к мудрости, то есть она стремится постичь истину, а поскольку истина одна, то и философия должна быть единой в сути своей. Такой она и была ранее, ибо давалась людям постигшими истину Мудрецами в различном внешнем одеянии, зависящем от исторического времени. И предназначалась она прежде всего их ученикам, которые усваивали её и распространяли среди людей.
Истинное знание Мудрецов, теософия, лежала в основании сокровенных наук, направленных на благо человечества. Она являлась и эзотерической частью всех мировых религий, основателем которых был Великий Наставник Земли, Учитель всех Мудрецов. Божественная мудрость утверждала наличие духовных начал Бытия и его вечных законов, существование Бога-Творца на Небесах и Бога внутри каждого человека, его духовного начала, учила о непрерывности жизни человека и многоуровневом строении Космоса.
Со временем возникло много философских направлений, являющихся упорядоченным мировоззрением отдельных мыслителей, однако естественный процесс дифференциации философского знания привел к печальным результатам. На передний план культуры вышли взгляды людей, неспособных постичь истину, а потому утверждающих, что единой истины нет, а если она и существует, то непостижима для человеческого ума. Это частное мнение, отрицающее всё, что выходит за рамки земных чувств и расширяющих их приборов, при этом стало претендовать на всеобщность. Речь идёт о материализме и позитивизме, порождённых современной наукой и в свою очередь оказывающих влияние на её развитие. Широкое распространение атеизма, скептицизма и нигилизма с их отрицанием духовных оснований мироздания привело в конечном счёте к обожествлению земного конечного человека, к попранию нравственных заповедей религии, поскольку если Бога и бессмертия нет, то нет ни греха, ни совести, — всё позволено.
Итак, преобразование мышления начинается с развития интеллекта, но первая ступень его формирования несёт в себе величайшую опасность, неспособность человека вмещать противоположности порождает однобокое мышление: конечное отрывается от вечного, материальное — от духовного, земное — от божественного. Неразвитый интеллект опаснее обыденного мышления, так как он не только слеп духовно, но воинственен и преисполнен гордыни. Это сатанизм, ибо Сатана (Сатурн), более низкий по своему развитию, возомнил себя выше Бога (Урана) и вступил с ним в борьбу (Армагеддон). Он потерпел в ней поражение, но отравить своим ядом большинство человечества ему удалось.
Усовершенствованный интеллект превращается в разум, инструмент философии. Русская философия, названная, хотя и не совсем точно, религиозной, возникла в последней четверти XIX века. Она выступала не только против сатанизма, но и против материализма и позитивизма. Её начало было положено Владимиром Соловьевым (1853–1900), в прошлых воплощениях бывшим Спинозой (1632–1677) и Р. Сковородой (1722–1794), а после своей короткой жизни воплотившимся в личности Александра Меня (1935–1900). Мыслитель называл предпринятый им синтез философии, науки и искусства теософией. Теософией было названо и новое откровение, разработанное русскими философами Еленой Блаватской (1831–1891) и Еленой Рерих (1879–1955) с помощью Великого Наставника и Водителя человечества Христа, сменившего в конце времён своё имя на Будду Майтрейю. Учение Жизни, вместившее в себя все достижения мировой мысли, является даром для человечества будущей Расы.
Развитие Высшего Разума нового человечества возможно только путем приобщения к духовной философии, но, к сожалению, в Советском Союзе она была предана забвению на десятилетия. Да и поныне известна небольшому кругу людей, ибо не находит себе места ни на философских факультетах университетов, ни в гуманитарных программах вузов. Новой России суждено будет возродить истинную философию, и на её основе создать вселенскую религию, слепую фанатичную веру просветить разумом, а не тем умом, о котором писали просветители XVIII века, завершившегося Французской революцией и общеевропейской войной.
Новой стране суждено будет создать и науку, на новой исторической ступени возродить древнюю духовную магию, создать истинную астрологию, основу для будущих наук о человеке, природе, космосе. Многие открытия будут совершены учёными, развившими в себе высшие познавательные способности. Эти открытия будут в состоянии преобразовывать мир без помощи техники, разрушающей природу и культуру, создавшей такие смертоносные орудия, которые поставили планету на грань гибели.