4. История личностей
1. История народов включает в себя и изучение жизнедеятельности личностей, оставивших свой след в истории. Собственно говоря, только здесь мы можем найти ответы на трудные вопросы о причинах исторических событий, понять, почему данное событие произошло так, а не иначе. Любое историческое действие осмысленно, человек ставит перед собой определённые цели и выбирает средства для их достижения. Отсюда, историк должен изучать не только результаты человеческих действий и пути их реализации, но и постигать породившие их причины. Только отчасти справедливо суждение о том, что по поступкам оценивается тот или иной человек, не менее важно знать и его намерения. Сказано, что по плодам узнаётся человек, но сказано и то, что божественный суд (карма!) будет в первую очередь учитывать мысли, явившиеся причиной человеческих поступков.
Историк изучает результаты деятельности исторических личностей, но как он может постигать лежащие в их основе мысли и желания? Как вообще возможно взаимопонимание между людьми, как может один человек проникать в сознание другого, не только улавливать внутренний смысл его внешних суждений, но и понимать его без слов? Эти сложные философские проблемы, не раз встающие в философии в связи с другими вопросами, должны быть рассмотрены и в контексте исторического познания. И они могут быть разрешены только при допущении существования надземного мира, местопребывания наших душ, в котором они не разделены друг от друга стеной плотных оболочек. Отрицая наличие мира, в котором лежат истоки наших мыслей и чувств, мира, в котором мы легко сопереживаем друг другу, невозможно объяснить взаимопонимание людей в мире физическом. Задачей человека является не только постижение самого себя, но и других людей. «Для того, чтобы понять всю сложность построения жизни и эволюции, необходимо это распознавание. Именно непременным условием каждого Учения Жизни и будет распознавание ликов. Мы должны на собственном опыте познать всю бездну человеческой души, иначе говоря, в жизни испить, и не раз, чашу яда, только тогда сможем стать пособниками, водителями и, наконец, истинными сотрудниками Сил Света… Высшее знание есть познание людей, многие пренебрегают этим знанием, но лишь оно ускоряет эволюцию, как личную, так и всечеловеческую» (10). Мы можем постигать душу другого человека, если будем развивать в себе чувствознание — высшую способность нашего познания, достигаемую многими земными трудами.
Вдумчивый историк, изучающий деяния личностей, неизбежно приходит и к другим теоретическим вопросам: «Что вообще заставляет одного человека стремиться к власти и завоеваниям, другого к познанию, третьего к творчеству в области искусства, а многих и многих других ничего не интересует, кроме их маленького обыденного мирка? Почему одни люди оставляют свои следы в истории, а другие проходят без следа, почему одни преодолевают ограниченность личной судьбы и вписывают её в общечеловеческую историю, а другие, напротив, составляют её бесполезный балласт?» В данном случае он должен решить философский вопрос о причинах различия людей вообще, но, чтобы его решить, для этого историк должен принять учение о строении человека и его эволюции. Нет исторического процесса без развития самого человека, потому теософское учение о человеке должно лечь в основу будущей исторической науки. На вопрос «Кто является субъектом истории?» существует для многих пока только один и вполне очевидный ответ — земной человек. Но утверждая существование только земного смертного человека, мы никогда не сможем постичь смысл исторических событий. Субъектами истории являются, в конечном счёте, Высшие Эго людей, которые воплощаются из века в век в земные личности, ибо только на земле они могут реализовать потенции своего духовного зерна и достичь божественного совершенства, и чем выше их развитие, тем больше их вклад в историю.
История созидается народами, но её двигателями и истинными творцами являются пока очень немногие жители Земли, не только обладающие развитыми Индивидуальностями, но и достигшие бессмертия в своих Личностях, которыми руководят Великие Учителя. Историческое творчество есть прежде всего результат их усилий, а окружающие массы принимают и развивают их идеи, поддерживают или отвергают их устремления. Идеи движут миром, говорил великий Платон, но принимать идеи из Высшего Мира и воплощать их на земле могут только люди с большими накоплениями: великие философы и религиозные реформаторы, гениальные поэты, художники и музыканты, крупные учёные, правители и воители. Невелико их число по сравнению с общей массой человечества, но благодаря их огненным устремлениям движется история. Нелегка их жизнь, ибо непонимаемые и гонимые неблагодарным большинством, они в жутких напряжениях и страданиях преодолевают сопротивление среды, созидая то, что постепенно принимается народами. Они — соль Земли и первопроходцы человечества, пройдя многие земные дороги и накопив в неустанных трудах огненную чашу опыта, они являются его истинными светоносцами. Крупная историческая личность есть тот фокус, вокруг которого формируются как малые сообщества, так и целые народы. Недаром древние анналы оставили нам описание правящих династий, а современные истории тех или иных народов зачастую являют собой только описание жизнедеятельности их выдающихся личностей.
Их воплощения в том или ином народе определяют его духовный расцвет и культурное процветание. Вспомним Грецию с её соцветием великих душ, или Италию периода Возрождения, или Россию Серебряного века. Если застой приходит туда, где были крупные очаги культуры, значит, великие души ушли, и люди продолжают жить только былым величием и славой своих предков. Дух животворит воистину, ибо там, где мы находим руины, народы предали забвению и поруганию своих творцов и героев. «Мы не желаем превозносить особенно огненных людей, но должны, поистине, сказать, что они двигают мир. Нужно не забыть, что этим людям вовсе не легко среди прочих сочетаний. Справедливо сказание об Огненном Ангеле с опалёнными крылами» (11).

2. Итак, двигателями и творцами истории являются развитые души, прошедшие многие и многие воплощения в других мирах и на Земле, именно их частная судьба вписана в общую судьбу человечества. «Для кого существует история? Вопрос выглядит парадоксальным. Бесспорно, для всякого, поскольку всякий человек во всей совокупности своего бытия и бодрствования является членом истории. Но большая разница, живёт ли некто с постоянным впечатлением, что его жизнь представляет собою элемент в гораздо обширной биографии, простирающейся над столетиями или тысячелетиями, или он ощущает её как нечто в себе самом закруглённое и замкнутое» (12) — пишет О. Шпенглер, интуитивно ощущая эту истину.
Воплощение крупных душ на земле в том или ином народе неслучайно, оно связано с общим планом истории, которая неотрывна от развития всего Космоса, поскольку эволюция монад в мирах природы и в истории взаимосвязана. «Полезно замечать, что во время особо тяжких стечений созвездий появляются сильные духи. Можно проследить в истории, как планомерно посылаются мощные помощники Мира Огненного, чтобы принимать на себя тяготы Мира и заложить магниты будущего» (13).
Русский историк Л.Н. Гумилёв в своих трудах развивал концепцию истории как возникновение и смену различных этносов, формирование и расцвет которых он связывал с появлением пассионариев, людей, обладающих творческой активностью и волей к созиданию. Именно они объединяют людей в целостные общности, задают им смысл и цели. Их приход не случаен, он определён энергетическими процессами Космоса, ибо человеческая история неразрывно связана с природной и космической жизнью. Закат и разрушение этносов объясняются уменьшением и исчезновением творческих людей, именно это и приводит этнос к бессилию, и он поглощается более сильным образованием. Представления Л.Н. Гумилёва о пассионариях, двигателях истории, и о приходе их в мир в соответствии с воздействием космических излучений на ту или иную поверхность земли, созвучны идеям Учения Жизни. Нужно только принимать их не как красивые метафоры, но как исторические явления, требующие серьёзного изучения.
История, включающая в себя жизнеописания личностей, которые оставили свой след в истории, является, на наш взгляд, более важной и первичной по отношению к истории народов. Но более глубокое исследование исторического процесса с этой стороны будет возможно только тогда, когда мы будем в состоянии изучать воплощения крупных душ и их роль в развитии народов. Чтобы понять, что собой представляет тот или иной человек в настоящем и что от него можно ждать в будущем, нужно знать, не то, кем он был в детстве или в юности, а кем он являлся в своём эволюционном прошлом. Причины наших мыслей, желаний и деяний нужно искать в наших прошлых воплощениях, а не в маленьком звене однократного земного бытия. Серьёзно и глубоко ставя вопрос о причинах наших действий, историк превращается в человека, который будет постигать законы кармы и перевоплощения, являющиеся ключом к становлению будущей научной истории.
Рерих Е.И. Письма. М. 2006. С. 279
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 1. § 2
Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. С. 134
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 2. § 449