3.4. Изучение натальной карты Н. Бердяева
1. Далее в качестве примера работы с гороскопом человека мы проанализируем натальную карту Н. Бердяева (см. Приложение 1), философские взгляды которого мы затрагивали ранее, когда обсуждали роль астрологии в самопознании человека. Изучение натальной карты мы обычно начинаем с рассмотрения волевого начала человека. Этот анализ сразу же показывает основную направленность жизни личности, её главные задачи, условия для их достижения и препятствия на пути осуществления. Он указывает и на то, как человек осознаёт в себе волевые указания, как различает их характер и источник, отличает ли веления высшей воли от земных желаний. В конечном счёте, признаёт ли он наличие судьбы, то есть предопределённости жизни извне, и как в этом случае решает проблему свободы и ответственности за свои деяния. Гороскоп Н. Бердяева имеет важные особенности, в нём особо выделены огненные стихии, к тому же он содержит три оппозиции и квиконс при отсутствии квадратов. Это предопределило волевой, активный и сложный характер его личности, отражённый в его противоречивом мировоззрении, центром которого явился интерес к проблемам человека и свободы.
Мы помним, что за желания человека, обусловленные существованием души в физическом теле и плотном мире, отвечает Марс. Солнце показывает творческую волю человека, направленную на его самоосуществление в мире объектов и людей, отвечает за духовные устремления личности. При этом Марс и Солнце соотносятся с огненными знаками Овна и Льва. За высшую волю человека отвечает Плутон, он показывает судьбу человека, его искупительную и преобразующую карму, трудности жизненного пути личности и её достижения при их преодолении, потому анализ любого гороскопа мы начинаем именно с него. Плутон Н. Бердяева находится в знаке Тельца, которому соответствует Венера, отвечающая за материальные и духовные ценности, присущие как отдельным людям, так и господствующие в том или ином сообществе. Телец показывает, что основной задачей личности является реализация заданных ей потенций в практической жизни.
Н. Бердяев проявил свои дарования в общественно-политической и духовной сферах общества. Он сформировался в России на рубеже XIX–XX веков, в трудное переходное для неё время войн и революций, когда старый мир рушился, а новый мир томил своей неизвестностью, страшил и своей роковой неизбежностью. Но, с другой стороны, это было время необычайное и плодотворное, названное позже «русским духовным ренессансом». В России воплотились крупные души, деятельность которых и обусловила расцвет искусства, философии и науки. Бердяев был сыном своего времени, он отразил его влияние в своём творчестве, но и сам внёс значительный вклад в философско-религиозные искания своей эпохи, ибо и его мировоззрение было обусловлено прошлыми воплощениями, например, в личностях Джорджа Беркли (1685–1753) и Франца Баадера (1765–1841).
В гороскопе Н. Бердяева Плутон делает трин к Юпитеру. Это показывает, что личность волею судьбы призвана расширять своё сознание путём философии и религии. Сам Н. Бердяев отмечает, что интерес к светской философии пробудился у него уже в отрочестве, а к тридцати годам он обратился и к философии религиозной, преодолев свою юношеские увлечения марксизмом и социализмом. После университета он образовывается сам, много читает, знакомится с сочинениями западных мыслителей. И в России, и в эмиграции он вращается в высококультурной среде, имея возможность творческого диалога с современниками, будившими его мысль. За карму личности отвечает и Сатурн, нахождение его в Водолее в секстиле с Венерой и даёт ей возможность обогащать своё сознание путём личного общения с крупными личностями того времени.
Н. Бердяев впитывает многие религиозно-философские идеи, переплавляет их в своём сознании, формирует собственное мировоззрение. Философ выражает его не в строгих академических трактатах, а в форме эссе — свободных размышлений на разные темы. Он публицист, много пишет и печатается в журналах, затрагивая волнующие общественность вопросы. С возрастом он начинает публиковать и книги, в которых собирает вокруг одной темы разноплановые, а часто и противоречивые мысли и суждения, комментируя собранные со многих философских полей идеи. Он принимает участие в деятельности различного рода обществ, а многие годы — уже в эмиграции — является издателем журнала «Путь».
Плутон в секстиле с Солнцем даёт Н. Бердяеву благоприятные условия для осуществления своего предназначения, ибо воля высшая связана у него с творческой волей. Судьба его была благоприятной, она спасла его от катаклизмов российской истории, к зрелым годам дала ему время и место для реализации творческих планов. Ему не пришлось зарабатывать хлеб насущный трудом, чуждым его природе, он делал дело, которое любил, не растрачивая силы ни на что другое. Он не был обременён детьми, о которых нужно было бы заботиться, женщины вокруг него вдохновляли его на творчество, а самые близкие, жена и её сестра, помогали ему в повседневной жизни.
Солнце в Рыбах обычно даёт человеку мягкий и добросердечный характер, сочувствие к людям и жертвенное служение им. Вероятно, Солнце Н. Бердяева давало ему внешнюю мягкость и терпеливость, которые при общении скрывали его огненное эго. Но надолго его не хватало, он становился резким и раздражительным — любому утверждению собеседника находил противоположное, поджигая его сознание и возбуждая себя. По своей натуре он был нетерпелив и вспыльчив, ему с трудом удавалось обуздывать свой гнев и желания силой навязывать свои идеи, что обусловливал сожжённый Солнцем Меркурий в оппозиции к Юпитеру. Он был борцом, а не смиренным добрым пастырем. Он видел греховность мира, но вряд ли остро ощущал несовершенство собственной природы, что характерно для Рыб. Уран в трине с Солнцем повлиял на его личность, да и само Солнце, находясь в 28° Рыб, уже ощущало влияние воинственного Овна.
2. Наряду с Плутоном важным показателем творческого призвания и одарённости в гороскопе Н. Бердяева является и Уран, который не только делает трин с Солнцем, но и находится в знаке Солнца, Льве. Яркая волевая творческая личность, он утверждает собственное видение вещей, претендует на создание новой оригинальной философии, отрицает свою связь с традицией. Н. Бердяев не только творит, но и размышляет о смысле творчества, понимая его как сущностную природу человека, призванного продолжить творчество Бога. Однако эгоцентризм и гордыня, часто присущие сильным личностям, приводят философа к мысли о том, что человек на земле не просто продолжает творчество Бога, воплощая заданные им идеи, но соравен ему в своём созидании. Утверждая свободу личности в самоосуществлении, Н. Бердяев хочет утвердить гуманизм, но, в конечном счёте, утверждает антропоцентризм, ибо ставит в центр мироздания не Божественное Эго человека, а преходящую земную личность, недаром некоторые религиозные деятели обвиняли его в люциферианстве.
Плутон в трине с Юпитером уже показал нам человека, имеющего много контактов с людьми. Уран в трине с Солнцем и Меркурием, а также с Венерой снова показывает нам личность оригинальную, с качествами лидера, имеющего обширный круг общения, как личного, так и делового характера. Трин Урана с Меркурием делает Н. Бердяева крупным писателем, прекрасно владеющим своим пером, к тому же он одержим идеями, которые обрушиваются на него изнутри сознания, он спешит выразить их в слове, на обдумывание и обоснование своих суждений у него нет ни терпения, ни желания, а кроме того, и способностей к этому. Н. Бердяев сам признавался в том, что никогда не правил своих сочинений. Он вдохновлён энергиями Урана, при написании текстов его мысли льются потоком, в этой непрерывности много повторений, но много и озарений, ярких афоризмов и парадоксальных умозаключений. Н. Бердяев — ураническая харизматичная личность, его сочинения обладают притягательной силой, не оставляют читателей равнодушными, один его критик даже сказал, что философ в своих текстах будто бьёт читателя молотком по голове.
Н. Бердяев — литератор в глубоком русском смысле этого слова, он революционер и критик существующей действительности, выступает против зла, насилия и рабства в любой форме, призывает к свободе. Однако после многих пафосных слов и яростной критики вдумчивый читатель всё же хочет получить ответ, что нужно делать, чтобы исправить существующее положение дел. Да и можно ли вообще что-либо исправить, ибо, по мысли философа, свобода, а с ней и зло, укоренены в основе самого мироздания?!
Плутон в трине с Юпитером и Уран в трине с Венерой обращают внимание философа к анализу и утверждению этических и эстетических ценностей; он размышляет о проблемах добра и зла, об искусстве, в частности, о живописи как выразительнице красоты. Н. Бердяев обладает развитым эстетическим чувством, ценит прекрасное в людях, всякая человеческая убогость и нечистоплотность его отвращают, чернь возмущает его тупоумием и злобой. Он достаточно деликатен, чтобы высказывать это вслух и резко, однако в своих сочинениях отличает чернь от народа, творцов отделяет от общей массы людей, утверждая неравенство людей по духу, выступая против уравниловки социализма. Бердяев аристократ и по своему духу, и по своему происхождению, его задачей не является хождение в народ и его просвещение, он обращается к интеллигенции, призванной своим творчеством облегчить положение последнего. Он много говорит о любви, но не считает возможным любить всё человечество, нужно возлюбить ближнего своего. Он говорит и о любви к Богу, этой любовью должен жить народ, а не только приобщением к знаниям. Иисус Христос является той высочайшей личностью, жертвующей собой во благо человечества. Только он достоин нашей великой любви, но не только любовью, но и нашим творчеством мы приближаемся к нему.
Марс, отвечающий за земные желания, находится в гороскопе Н. Бердяева в знаке Овна, он достаточно силён, человек активно занимается интересующими его делами и добивается в них успехов. В дополнение к Плутону и Урану ещё и Марс показывает нам целеустремлённого человека, не лишённого честолюбия и властолюбия. Но Марс в натальной карте личности делает точное соединение с Нептуном, который облагораживает её, делает её менее агрессивной и менее эгоистичной. Благодаря Нептуну материальные потребности Н. Бердяева рано уравновешиваются духовными устремлениями, сексуальные желания сублимируются в творчестве.
Однако сам Марс ухудшает влияние Нептуна, который к тому же стоит в Овне, немаловажно и то, что Нептун соответствует Рыбам, солнечному знаку Бердяева. Данное соединение указывает на то, что человек может упорствовать в своих заблуждениях, не приемля критику, может слепо следовать своим представлениям, активно навязывать окружающим свою субъективную, возможно, даже ошибочную точку зрения, ведь Нептун — это планета иллюзий и самообмана. Энергии Нептуна могут стимулировать и интерес личности к познанию тайного, магии и мистике, но, с другой стороны, она как бы страшится познания этих тайн.
В итоге, можно сказать, что много творческого огня в гороскопе Н. Бердяева определило эгоцентризм его личности, чувство превосходства над другими людьми, в котором он сам признавался. Это не было чувством собственной инаковости, ощущением, что он взрослый среди детей, которым ещё предстоит вырасти и он должен помочь им в этом. Это не было и подлинным чувством избранности, которое влечёт за собой чувство ответственности, это слово вообще почти отсутствует в лексиконе философа. Это было самомнение, влекущее за собой и слабое осознание несовершенства своей природы, например, он отрицал наличие в себе таких качеств как обида, ревность и зависть. Видно, он глубоко не сознавал в себе присутствие этих качеств, присущих в той или иной степени всем людям на земле. Вместо того, чтобы мучаться угрызениями совести за свои опрометчивые поступки и суждения, он может выставлять свои недостатки как достоинства, гордиться ими и выпячивать их, открыто признаваться в них, не испытывая при этом чувства стыда и вины. Гармоничные аспекты творческих планет и, прежде всего, Плутона, который явился самой благоприятной планетой в его гороскопе, обусловили и то, что Н. Бердяев остро не ощущал гнёта своей судьбы, роковой предопределённости событий собственной жизни. Потому он и утверждал абсолютную свободу человека, который сам творит свою судьбу, в силах предусмотреть и преодолеть все сложные обстоятельства жизни.
3. После изучения волевого начала человека мы обращаемся к рассмотрению чувственной стороны его натуры. Воля и чувства являются иррациональными (внеразумными, неоформленными) аспектами человеческой души, которые могут быть как предваряемы мышлением, так и осознаваемы им. Воля и чувства связаны между собой, как дух и материя, как мужское и женское начала бытия. Чувства в гороскопе описываются Нептуном, Венерой и Луной, причём Нептун характеризует высшие мистические чувства, Венера — эмоциональную сторону души, Луна — чувства, обусловленные жизнью души в физическом мире, эмоциям, часто связанным с желаниями.
Выше мы рассмотрели положение Нептуна в гороскопе Н. Бердяева и его соединение с Марсом. К сказанному можно добавить и то, что Нептун в его натале связан Юпитером дисгармоничным квиконсом. Учитывая это положение Нептуна, а также оппозицию Урана с Сатурном, можем ли мы однозначно сказать, было ли суждено философу пережить мистическое чувство, ту любовь к Богу, которую он так настойчиво утверждал? Восчувствовал ли он хотя бы раз духовное начало в себе и во всём сущем, пережил ли чувство единства с миром? Если да, то почему в своей философии он говорит об окружающей человека Природе, да и обо всём Космосе, как о чуждых человеку и даже ему враждебных, поскольку они ограничивают его свободу? Почему он не говорит о божественных законах, на основе которых развивается мир и которые направляют всё сущее к совершенствованию, а вместо этого твердит об абсолютной свободе? Неужели и в зрелые годы Н. Бердяев не отступил от своих убеждений, неужели он так и не задумался, что провозглашение абсолютной свободы, не просветлённой разумом, принесёт так любимой им России, да и всему человечеству, много бед? Очень точно мировоззрение Н. Бердяева было названо мистическим анархизмом, всякий анархизм есть бунт против социального порядка, а мистический — бунт против порядка божественного.
Венера в гороскопе Н. Бердяева находится в знаке Овна, делает трин к Урану и оппозицию к Юпитеру. Хотя планета неплохо аспектирована, но её положение в Овне, в мужском знаке, к тому же особо выделенном, негативно влияет на эмоциональную сторону характера философа. Она подчёркивает его легко возбудимую и раздражительную натуру, чувства личности горячи, резки, но не глубоки, ей не хватает эмоционального понимания и сочувствия к бедам других людей. Трин Венеры к Урану даёт личности необычную притягательную внешность, много судьбоносных встреч и неожиданных любовных увлечений. Но отношения с женщинами у такого мужчины далеко не простые, к тому же оппозиция Венеры с Юпитером может показать, что и представления об идеальной для него женщине противоречивы. С одной стороны, ему нравятся активные целеустремлённые творческие женщины, с другой стороны, женщины нежные, могущие дать тепло и уют домашнего очага. Личность с подобной Венерой жаждет не только любви, но и дружбы, однако способна ли она на настоящую дружбу, требующую подавления собственного эгоизма?
Так как точное время рождения Н. Бердяева неизвестно, то мы не можем подробно обсуждать положение Луны в его гороскопе, а значит, и судить о влиянии её энергий на его личность. Если время рождения человека неизвестно, то мы строим натальную карту на 12 часов дня, затем прибавляем и убавляем от полученного градуса Луны по 6° с обеих сторон, поскольку планета проходит примерно 12° за сутки. В рассматриваемом нами гороскопе Луна стоит в 2° Овна, потому её реальное положение может находиться от 26° Рыб до 8° Овна. Если Луна в Рыбах, то она может соединяться с Солнцем (новолуние) и с Меркурием, что укажет на трудности человека в осознании своих подсознательных импульсов, переживаний и предчувствий; возможно и развитие определённого рода психизма.
Если Луна располагается в Овне, то она может делать соединение с Венерой. Это снова укажет на то, что в женщине рядом Н. Бердяев хотел бы видеть одновременно и страстную возлюбленную, и нежную мать. Ему не суждено было встретить женщину, которая смогла бы соединить в себе оба эти качества, потому разные женщины на его пути выполняли эти роли. Положение Луны в знаке Овна трудное, здесь она как бы поражена Марсом и показывает, что потребности человека в нежности, заботе и сострадании неосуществимы. Но так как другие люди не могут дать ему физической и душевной нежности, то и он не может дать этого другим.
Луна в гороскопе Н. Бердяева в любом случае может рассматриваться в оппозиции с Юпитером. Если она в Рыбах, то это точный аспект, если в Овне — то аспект в случае Луны вполне допустимый. Эта оппозиция снова показывает, что человек с большим трудом готов признать свою вину или свои ошибки; гордость и самомнение препятствуют этому. Выше мы уже отмечали, что Н. Бердяев особо не озадачивается несовершенством своей натуры, чувство собственной греховности ему было мало присуще, поскольку обе кармические планеты, Плутон и Сатурн, делали благоприятные аспекты: Плутон секстиль к Солнцу и трин к Юпитеру, Сатурн — секстиль к Венере, к Солнцу, возможно, и к Луне.
В итоге, можно сказать, что много огня в гороскопе Н. Бердяева предопределили особенности и трудности его мирочувствования. Он постоянно жил как бы под током высокого напряжения, огонь устремлял его в будущее, вызывая нетерпеливость, с ней и нетерпимость, при этом не способствовал анализу и пересмотру прошлого. Огонь устремлял его вверх за пределы земного бытия, вызывая чувство постоянной тоски от замкнутости души в земном существовании. Может, потому он и назвал себя личностью, восставшей против гнёта объектов окружающего мира, а в утверждении свободы дошёл до абсурдных суждений, отождествляя свободу человека как независимость от бытия как социального, так и природного. В гороскопе Н. Бердяева много огня, но мало не только воздуха, но и воды, последнее обусловило и то, что у него было мало душевности. Он сам писал, что ему не свойственны печаль, жалость, нежность, ибо они лиричны, а он обладает сухой чувствительностью. Кстати, он не любил поэзию, видимо, и природу, не чувствуя её душу, но говорил о своей любви к животным. Печаль — это чувство грустное, но светлое, а тоска — чувство тягостное и даже ужасное в своих крайних проявлениях, огонь вообще слишком жгучее пламя, если его не омывают тихие воды жизни.
4. В заключение анализа натальной карты мы рассматриваем особенности мышления личности, которое, с одной стороны, насыщается её чувствами, с другой стороны, направляет её волю или подчиняется ей. А поскольку с помощью мышления человек не только творит, но и познаёт себя и мир вокруг, при этом мы изучаем и его познавательные способности, устремления к тому или иному виду знания, достижения и трудности на этом пути. Всякое познание стремится к постижению сущности как окружающих нас объектов, так и познающих их субъектов, а также к установлению причинно-следственных связей между ними, то есть законов. При этом истинное знание должно опираться на знание объективной Истины, к которой относятся вечные Начала или всеобщие Причины мироздания, а также вселенские Законы. Задача философии и состоит в утверждении этих основ и изучении их проявлений в мире. Н. Бердяев, однако, редко упоминает слово «Истина», поскольку философия является для него выражением мировоззрения определённого человека, и в этом она больше подобна искусству, чем науке.
Философа интересует гуманитарное знание, изучающее духовную культуру человечества, которая является и результатом человеческого творчества, и условием для его самоосуществления. В данном случае он понимает познание как постижение смысла человеческого существования, сутью которого является творчество. При этом творчество рассматривается им как создание нового, недетерминированного старым и возможного только при наличии свободы. Он вносит свой вклад в развитие социальной философии и философии истории, своей заслугой считает и создание так называемой парадоксальной этики, в которой развивает идеи Ницше о морали «по ту сторону добра и зла». Философские устремления Н. Бердяева были вполне в духе своего времени, кризис во всех сферах жизни требовал переоценки традиционных и прежде всего религиозных ценностей. Происходило и ускоренное формирование наук о человеке, для чего было необходимо разрабатывать философские идеи, их направляющие и определяющие. Философ ставит перед собой значительные задачи, однако трудности в их осуществлении были обусловлены характером его мышления, способностью воспринимать чужие идеи и адекватно выражать свои.
Поскольку в гороскопе Н. Бердяева преобладает стихия огня, его волевая личность, предназначенная судьбой к творческому самовыражению, определяет и главный стержень его философии, вокруг которого концентрируются все его мысли, а именно проблему человека, а с ней — творчества и свободы. Однако решить её было для него далеко не просто, о чём свидетельствует тот же гороскоп, в котором стихия воздуха отмечена только одной планетой, к тому же Сатурном в Водолее. При этом планеты, которые отвечают за мышление, Меркурий и Юпитер, Сатурн и Уран, располагаются в чуждых им стихиях и находятся в оппозиции друг к другу. Н. Бердяев говорит о дуализме своей философии, противопоставляет дух и природу, свободу и необходимость, личность и общество и т. д. Он утверждает противоречивость своей философии, при этом не особо различает противоречия сознания и противоположности мироздания. Н. Бердяев утверждает, что он мыслит антиномиями, поэтому его не понимают. Да, мышление антиномично, так как мир существует и развивается благодаря взаимодействию противоположностей, однако философия должна не только постигать противоположности, но и устанавливать их взаимодействие. Н. Бердяеву из-за оппозиций в его натальной карте трудно даётся вмещение противоположностей, то есть осознание их сущностного единства и связи в проявлении.
Философия выражает своё знание общими понятиями, которые требуют чётких определений. Но Н. Бердяев об этом не заботится, он может много раз в разных контекстах употреблять одно и то же понятие, не раскрывая его значения, не уточняя и не углубляя его. Размытость его понятий и двусмысленность его суждений может приводить читателя к разочарованию и даже раздражению, поскольку, силясь понять, о чём вообще хочет сказать автор, он не может соединить концы с концами. Можно восхищаться афоризмами и парадоксами его текстов, но противоречия в них заставляют думать, либо их автор не в ладах с логикой, либо сам до конца не понимает, о чём хочет сказать.
Основным понятием его философии является понятие о свободе, которая изначальна, никем не сотворена, исходит из непроявленного Ничто. Здесь не место обсуждать, как философ осознаёт это Ничто, поскольку чётко о нём не высказывается. Свобода у него является движущей причиной мира, источником всех его изменений, и, прежде всего, человеческого творчества. Собственно, философ по-своему истолковывает и определяет традиционное понятие об Абсолютном Духе как Первой Причине Бытия. Но Абсолютный Дух как Огонь или Всеначальная энергия неопределим, Н. Бердяев же отождествляет его с абсолютной свободой. Слово «дух» в сочинениях Н. Бердяева используется часто, но только в смысле духовного начала в человеке. Философ много говорит о человеке, при этом не отличает земную личность от божественной Индивидуальности, последнюю смешивает с духом, а дух вслед за А. Шопенгауэром отождествляет с понятием воли или свободы, которая может являться как источником добра, так и зла.
Но отождествлять дух с волей нельзя, дух — это сверхсознание, только проявляясь в материи, он приобретает собственно сознание, а с ним не только волю, но чувства и мышление. Свобода есть свобода выбора, которая присуща только мыслящим существам от людей до Богов. Высшей истинной свободой обладает только Бог-Творец своего мира, который мыслью созидает его план, полагая в его основу вечные законы мира, осознанные его Разумом. Божественные законы направляют всё сущее к совершенству, к творчеству добра путём познания Истины. Бог даёт человеку свободу выбора, ибо дочеловеческие формы жизни подчиняются его воле беспрекословно, у них нет ещё развитого мышления и они не могут нести ответственность за свои действия. Но представления о Боге как Творце Космоса и размышления о сущности его творчества отсутствуют в философии Н. Бердяева, ибо, по его словам, он уважает, но не принимает философию Платона, а значит, и всю греческую философию с её учением о Логосе.
Прав Н. Бердяев, когда утверждает, что свобода воли человека является источником как добра, так и зла. Добро для него — это творчество, которое уподобляет человека Богу, злом же является всякое разрушение и насилие, рабство и угнетение. Но, к сожалению, философ не отличает истинную свободу от своеволия. Истинная свобода состоит в познании необходимости, то есть законов мира, и действии в соответствии с ними, и только в том случае человек может быть удачен в своих начинаниях и творчестве. Своеволие — это попрание человеком законов Бога и заповедей Христа в силу слабоволия и невежества, а нередко и в силу злого умысла. Н. Бердяев будто не ведает, что задачей философии является познание божественных законов, и что каждый человек призван к познанию веления высшего начала в себе. Он утверждает, что подчинение закону есть рабство, законы подавляют свободу человека и т. д. Конечно, он в первую очередь имеет в виду несовершенные политические и моральные законы, созданные людьми. Однако кризис человечества состоит в попрании божественных законов, которыми пренебрегает и сам философ, ибо из его сочинений следует, что законы Бога стесняют свободу человека.
Н. Бердяев считает своей заслугой создание парадоксальной этики, но при вдумчивом чтении оказывается, что парадоксов в ней много, но новизны мало. В ней много банальностей и очевидных для людей заявлений типа: история есть борьба добра и зла; добро, сделанное под давлением или ради выгоды, не есть добро; чтобы делать добро, нужно познать зло и т. д. «Религии запугали людей адом», — возмущается философ, он говорит, что добрые создали ад для злых. Но совсем наоборот — не добрые, а злые и невежественные люди создали ад для добрых. Н. Бердяев разит зло мира, в своей критике общества, искажённой религии и лицемерной морали он беспощаден и справедлив. Но как улучшить этот мир, что должен и может сделать философ?! Он может способствовать уничтожению ада, ибо ад — это невежество. Он должен не только своей критикой будить людей, но и просвещать их, утверждая божественные законы и напоминая людям об их ответственности за их нарушение, но прежде всего философ должен сам осознавать свою ответственность за мысли, которые посылает миру.
5. Кратко рассмотрев общие черты философии Н. Бердяева, ниже мы проанализируем расположение ментальных планет в его гороскопе, которое предопределило характер его мышления, особенность его философии и качество его текстов. Меркурий отвечает за интеллект, аналитический ум, задачей которого является осмысление разного рода сведений, получаемых как из внешнего мира, так и приходящих изнутри человеческого сознания. С помощью интеллекта человек постигает противоположности и изучает их взаимосвязи, и делает он это путём чёткого определения понятий, затем приведения их в порядок посредством строгих обоснованных и последовательных суждений. Интеллект — прежде всего орудие учёного, который преодолевает свои субъективные предпочтения и воззрения ради объективной истины.
Меркурий Н. Бердяева связан гармоничным трином с Ураном, что даёт ему литературный дар, силу и страстность его текстам; окрашенные личными переживаниями автора, они выгодно отличаются от скучных и малопонятных многих философских трактатов. Однако карма распорядилась и так, что Меркурий философа находится в знаке Рыб, созвучном Юпитеру, но не способствующем первому. Главное, что Меркурий соединён здесь с Солнцем, как говорится, «сожжён» им. Отсюда и излишний субъективизм взглядов Н. Бердяева и неспособность к построению систематической философии, которою вслед за Кантом он презрительно называет школьной. Он не вмещает противоположения и из-за того, что не заботится о чётком и ясном определении философских понятий. Например, слово «Бог» он употребляет в различных контекстах, но не уточняет его значение, которое, как универсальное понятие, включает в себя не одно, а, по крайней мере, семь значений в их иерархической последовательности. Да и обращаясь к проблеме человека, он так и не определил ясно для себя, да и для нас — кто есть человек? Именуя себя персоналистом, он понимает человека как личность; с одной стороны, как личность духовную, с другой, — как конкретную земную. Но решить проблему человека — значит и ответить на вопросы: откуда человек-личность появляется на земле, и куда она отправляется после смерти. Этих вопросов Н. Бердяев старается не касаться, утверждая, что их разрешение уничтожает тайну смерти, а с ней и трагизм земной жизни.
Юпитер отвечает за обобщающий разум, призванный суммировать и сводить в единство знания и ценности, эстетические, этические и религиозные представления людей. Юпитер — это орудие философии, и Плутон в трине с Юпитером сделал Н. Бердяева философом, призванным своим словом не столько просвещать людей, сколько пробуждать их веру в Бога, побуждать к творчеству, призвать к борьбе за свободу и достоинство человека. Тем не менее Юпитер находится у Бердяева в знаке Девы, созвучном Меркурию, но неблагоприятном Юпитеру. Вот почему его взгляд сверху на накопленные им и другими знания затруднён, ему трудно выделить главное и осознать суть других философских взглядов. В своих текстах он тонет в подробностях и повторениях, часто просто перечисляя многие философские имена, не давая себе труда изложить кратко, но чётко их взгляды, которые либо он разделяет, либо критикует. Недаром его философию обвиняли в эклектизме.
Таким образом, Меркурий, находясь в Рыбах, имеет тенденцию к расплывчатости мыслей, стремится обобщать, пренебрегая анализом. Юпитер в Деве, наоборот, имеет тенденцию к рассмотрению подробностей, частностей, не имеющих отношения к делу, он больше суммирует, складывает знания, но не синтезирует их, ибо истинный синтез достигаем только при утверждении вечных основ Бытия. Меркурий и Юпитер противостоят друг другу, как ни трудно их сгармонизировать, это всё же в какой-то мере удалось сделать Н. Бердяеву; может, именно оттого, что стоят они в знаках друг друга. Талант философа и состоял в том, что ему удалось соединить в себе учёного-гуманитария и философа-публициста, литератора и критика.
Более сложной является оппозиция Урана, стоящего в знаке Льва, к Сатурну в Водолее, знаке, противоположном Льву. Сатурн отвечает за рассудок, здравый смысл и обыденное мышление, не выходящее за рамки земного жизненного опыта человека, однако призванного осмыслять и выражать этот опыт не только в конкретных словах, но и в общих понятиях. Если Сатурн отвечает за низшее мышление, то Уран — за мышление высшее, духовный разум, подобно молнии озаряющий человека новыми идеями, которые личность должна вместить, осознать и выразить в понятиях. Н. Бердяеву сделать это непросто из-за слабого Меркурия, да и противостоящего Урана Сатурну. С одной стороны, водолеевский Сатурн рвётся вверх, пренебрегая кропотливым анализом, с другой стороны, противостоящая ему энергия Урана может лишать человека не только рассудка, но и здравого смысла вообще.
Н. Бердяев из-за положения Юпитера в Деве часто смешивает рассудок и разум, а оппозиция Урана и Сатурна не даёт ему возможности даже помыслить о существовании высшего духовного разума. Он отвергает рационализм, который, по его мнению, уничтожает тайну бытия, а с ним и разум, орудие истинной философии. Подобно Канту он критикует разум, при этом, оставаясь на ступени рассудочного мышления, оба они не вмещают противоположности, но приписывают эту ограниченность разуму. Однако именно рационализм утверждает познавательную и творческую роль разума, с помощью которого человек просветляет тёмную иррациональную стихию. А развивая в себе высший духовный разум, философ постигает уже духовные основы мироздания, позволяющие ему переходить от эклектического суммирования к духовному синтезу.
В случае с Н. Бердяевым карма, обозначенная в его гороскопе Сатурном, воспрепятствовала ему принять и идеи нового Откровения, изложенные в теософских доктринах. Он был знаком с ними, но отрицает и критикует их. Н. Бердяев противопоставляет эволюцию человека и творчество, хотя эволюция и совершается путём творчества согласно законам Богам. Но, как уже было сказано выше, он не признаёт никаких космических законов, и тем более законов перевоплощения и кармы. Он обвиняет теософию в том, что она отрицает свободу человека, растворяя его в Космосе, причём, сам, отрывая человека от наполненного жизнью Космоса, доводит своё учение о свободе до абсурда, утверждая её абсолютность и укоренённость в Ничто. Но Ничто есть Абсолютная Реальность, не имеющая прямого отношения к проявленному миру, непостижимая умом ни Божественным, ни человеческим; определять её свободой, волей, духом или материей нельзя. Таким же неопределяемым является и исходящий из неё Абсолютный Дух, первая причина человеческого бытия.
Возможно, что, осознавая глубоко внутри правду Учения Жизни, Н. Бердяев устрашился принять его публично, ибо не многим людям под силу круто менять свои взгляды в середине жизни. В его карте Сатурн в Водолее — отсюда интерес к оккультному у него несомненен, но карма закрывает ему возможности приобщения к его истинам. Ортодоксальное христианство всё же держит его в своих пределах, хотя философ критикует его и провозглашает свободу своего миросозерцания.
Положение Плутона, Сатурна и распределение стихий в натальной карте Н. Бердяева говорит о том, что он не мог поверить в судьбу, то есть заданную свыше предопределённость человеческой жизни. До конца дней своих он считал, что человек сам творит свою судьбу, и от его собственных усилий зависит то, как сложится его жизнь. Философ хорошо осознавал неравенство людей, но задумывался ли он над тем, почему это неравенство происходит, почему кто-то рождается в бедности, а кто-то в материальной обеспеченности, почему кого-то Господь избрал, наделив талантом и охраняя от всех бед, как это на себе ощущал сам Н. Бердяев, а кого-то нет? А главное, почему одни люди выбирают дороги добра и творчества, а другие — зла и разрушения? Возможно, философ боялся задавать себе эти вопросы, иначе его иллюзия об абсолютной свободе человека рухнула бы как карточный домик.
Заключим наши размышления следующими словами Е. Рерих. из её письма 1936 года. «Книжечка Бердяева у меня имеется, но чтение её пока что отложила до более свободного времени. Приведённые Вами выдержки из неё поражают своей невежественностью и, я сказала бы, даже нарочитою клеветою. Видимо г-н Бердяев не дал себе труда прочесть «Тайн[ую] Доктр[ину]» и говорит о ней понаслышке, да ещё сугубо враждебной. Если же он будет настаивать, что он ознакомился с этим трудом, то тем хуже, ибо, значит, он ничего не понял. Говоря, что для Блав[атской] «не существует ответственности и что она не понимает проблемы свободы», он именно показал, что сам он ничего не смыслит в Восточной философии и такие понятия, как Карма и Дхарма, для него пустой звук. Не в представлении Блаватской человек является марионеткой, но именно сам г-н Бердяев и подобные ему лишь марионетки своих непродуманных суждений и умственных ограничений. Вы правы, дорогой Федор Антонович, поражаясь таким суждениям! И народная мудрость давно уже отметила особенности таких образованных людей — «ум за разум зашел» (Рерих Е.И. Письма. М. 2002. Т. 4. С. 414).