1. Таким образом, история человечества не есть хаос случайных событий, она разворачивается согласно Божественному Плану, который определяет как возникновение, смену и предназначение народов, так и развитие каждой человеческой души, согласовывая индивидуальную судьбу со всеобщей. История созидается народами, описательная история изучает жизнь отдельных народов, научная история стремится к построению всеобщей истории человечества. Но что делает из разрозненной совокупности людей единую общность, целостное пространственно-временное образование? Дж. Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе наций» в качестве структурного элемента истории рассматривал нации, представляющие собой общности людей, объединённые языком, религиозными представлениями и обычаями, а также культурными формами, к которым он относил философию, науку, искусство, мораль. Нации и исторический процесс в целом движутся циклически, начинаясь от эпохи Богов, проходя через эпоху Героев и заканчиваясь эпохой людей. Позже И.Г. Гердер в качестве элемента истории рассматривал народы, к характеристикам Дж. Вико он добавил физические, психические и ментальные особенности людей, объединённых в тот или иной народ. Он говорил и о тесной связи народа с тем местом Земли, на котором ему выпала участь жить.
Гердер начинал историю человечества с краткого описания его временного дома — планеты Земля. Он утверждал, что человек в вечной сути своей не есть продукт истории, а её предпосылка, на Земле же он развивает способности, заложенные в нём Богом. В процессе исторического развития человек должен достичь божественных вершин, в этом историк видел смысл и цель исторического процесса. «Земли не будет, а ты будешь и в иных жилищах и в иных органических строях насладишься Богом и творением его. Ты на Земле видел много доброго. Ты обрёл на Земле своё органическое строение, что стал сыном Неба, и научился смотреть вокруг себя, и научился заглядывать ввысь. Стремись оставить Землю довольным, благослови юдоль, где играл ты, дитя бессмертия, благослови школу, где радости и страдания воспитали в тебе мужа. У тебя нет прав на неё, у Земли нет прав на тебя; увенчанный шапкой свободы, препоясанный поясом неба, счастливо продолжай свой страннический путь»
(7). Таким образом, Гердер не просто развивал идеи Вико, он высказал множество глубоких философских идей, поэтому его труд можно отнести не только к области научной истории, но и к философии истории, что и отражено в его названии «Идеи к философии истории человечества».
В основе исторической науки лежит пока эмпирическое определение народа, которое перечисляет его необходимые свойства. Народ — это большая группа людей, объединённых единством происхождения, единым временем существования и единой природной средой обитания, представляющей собой как бы физическое тело народа. Сегодня множество исследований посвящено вопросу о том, как место проживания влияет на национальный характер и культуру народа, и наоборот, как последние видоизменяют среду своего обитания. Учение Жизни рассматривает местожительство народа в качестве энергетического поля, которое изначала предназначено ему Богом, а затем слагается психическими энергиями его представителей. Новые поколения впитывают эту накопленную энергию, тем приобщаясь к душе своего народа, в свою очередь оставляя свои следы для последующих поколений. Каждый народ и более крупные объединения развиваются на определённых местах Земли. География в древности была сокровенной наукой, так как она изучала энергетическую взаимосвязь души народа с окружающей его природой.
Народ — это большая группа людей, объединённых единым этническим типом и национальным характером. Рассматривая внешние этнические черты народа, мы снова говорим о его «теле», а изучая его национальный характер — уже о его «душе». Однако если среда обитания изучается достаточно легко, то более трудно изучать антропологические черты народов, строения и свойства их тел, и тем более национальный характер, способности, склонности, темперамент и т. д. Историки, выделяя перечисленные выше свойства, отличающие один народ от другого, вполне осознают их недостаточность. Например, есть народы, не имеющие своей территории, такие как цыгане и евреи, существуют народы, включающие в себя различные расовые черты: китайцы высокого европейского типа среди низкорослого населения монгольского типа. Отсюда многие учёные в качестве главной отличительной черты народа рассматривают его дух, то есть духовную культуру: язык, мифологию, религию, искусство, обычаи и нравы. Она определяет культуру материальную, отражается и в социально-политических институтах, таких как государство, церковь, партии, образовательные учреждения и т. д.
Некоторые историки духовную культуру вообще отождествляют с сущностью того или иного народа. Но это не совсем так, нам, например сказано, что при будущем преобразовании человечества, связанном с природными катаклизмами, «уцелеют в большинстве своём низшие классы, составляющие основу нации, а им ничего неизвестно об искусствах, науке или языках, кроме собственных, которыми они владеют не в совершенстве. Наука и искусство подобно птице Феникс, они умирают, чтобы возродиться вновь»
(8). Уже здесь следует заметить, что творцами духовной культуры является лишь малая часть человечества, которая привносит её в тот или иной народ, в нём воплощаясь, но по сути своей ему не принадлежа. Народы в свою очередь усваивают принесённое, развивая его отдельные элементы в силу своего разумения и талантливости, к творчеству народов, например, принадлежат их легенды, обычаи, нравы.
2. Философски мыслящий историк будет знать, что сущность любого явления не сводится к простому перечислению его свойств, не столько вышеперечисленные факторы делают толпу народом, но сущность, которая лежит в основе определённой общности и существует до её образования. Согласно «Тайной Доктрине», народ — это самое маленькое подразделение более больших объединений людей, таких как Раса, Подраса и Родственная Ветвь, а его сущность определяется природой входящих в его состав людей. Народ — это большая группа людей, объединённых космическим родством, а именно качеством их духовной триады, задающим эволюционный путь этих людей, а также степенью её развития. «Оккультисты прослеживают этническое родство и его разветвления на различные национальности, расы и подрасы более простым способом, который позволяет им проводить свои исследования с той же уверенностью, с которой географ отыскивает нужное место на карте. Как географу по различно окрашенным линиям легко проследить границы многих государств и их географическое положение, ландшафт и разделяющие их моря, реки и горы, так и оккультист, разглядывая отчётливо видимые ему аурические контуры и цветовые оттенки внутреннего человека, может безошибочно определить к какой группе и даже подгруппе данной семьи принадлежит тот или иной народ, племя или человек… Внутренняя оболочка, в силу своей более тесной связи с единой невидимой реальностью, должна быть более резко выражена, чем внешняя форма»
(9). Даже физический склад тела позволяет опытному этнографу отличать англичан от французов, немцев от итальянцев, отсюда, нетрудно понять, что гораздо более выраженные различия должны существовать между их душами.
Только в будущем, когда учёные будут изучать ауры людей, они смогут более точно выделять отдельные народы и осознавать их истинную сущность, которая проявляется во внешних характеристиках. Поскольку в настоящее время историки выделяют народы в силу сложившейся традиции и берут за основу перечисленные выше факторы, то часто наталкиваются на многие трудности, разрешить которые пока не в состоянии. Как, например, современные греки и итальянцы связаны с прошлыми греками и римлянами, представляют ли они те же народы или уже другие, хотя и проживающие на прежней территории? Культуру греков и римлян наследовала вся Европа, которая включает ныне много народов, находятся ли эти народы в родстве, и если да, то чем оно определяется?
К тому же мы живём в сложное переходное время, когда рождаются не только новые подрасы настоящей Пятой Расы, но и новая Шестая Раса. Переходная эпоха отличается большим смешением народов, некоторые народы ушли или уходят с исторической сцены, на их месте появляются новые, которые хотя и носят прежние названия, но по сути своей ими уже не являются. Народ завершает своё существование, когда за отведённый ему срок всё способное к дальнейшей эволюции отбирается для её следующего этапа, который должен протекать на насыщенном новыми энергиями месте. Когда развитые люди уходят, отставшие доживают свой век. Внешне это проявляется как материальное и духовное обнищание народа, в итоге, старый народ завоёвывается новым. Историки должны учиться различать временный кризис народа от его окончательной гибели, нарождающиеся народы от старых народов, народы, связанные между собой причинно-следственной связью или чуждые друг другу, иначе многие вопросы останутся без ответа.
Итак, у каждого народа есть определённая сущность, определяемая духовным происхождением и степенью развития его представителей. Она проявляется как в его национальном характере, обычаях и культурных традициях, так и в его антропологическом типе. У каждого народа есть и своё предназначение, определяющее его особый вклад в мировую историю. Для реализации своего предназначения народу задаются необходимые условия существования, место и время жизни, посылаются определённые Водители, призванные руководить народом, сеять зёрна культуры для их взращивания в определённой природно-социальной среде.
Одной из важнейших задач историка и должно быть постижение цели существования изучаемого им народа. Однако познать предназначение народа научными методами можно только отчасти и после того, когда народ его уже осуществил. Но можно ли познать идею народа до того, как народ начинает своё существование, и сознательно вести его к этой цели? Предназначение народа должны знать его земные водители и учителя, но как они могут это узнать? Можно ли сделать историю и наукой о будущем, тем возвышая её значимость для человечества? Поставив вопрос о сущности народа, предшествующей их историческому выявлению, мы снова с неизбежностью приходим к утверждению существования плана истории, определяющего цели народов и сроки их появления на исторической сцене, и снова говорим о необходимости их познания.
3. История народов разделяется на общую и специальную. Первая изучает все стороны деятельности народов и человечества в целом, вторая — лишь одну её сторону: экономическую, политическую или культурную с их более частными подразделениями. Любое человеческое общество нуждается в материальных средствах и условиях для своего существования, что составляет его экономическую сферу. Общество нуждается в определённых формах организации человеческой коллективной жизнедеятельности, то есть в разного рода социальных институтах. Наконец, любое общество существует ради достижения определённых целей, то есть оно реализует определённые идеи, отражающиеся, прежде всего, в его культурной жизни.
История культуры составляет базис для исследования других сфер общественной жизни, ибо последние являются проявлением творческого сознания людей. Замысел предшествует осуществлению, замысел рождается в человеческом сознании и воплощается как в поступках человека, так и в материальных результатах его деятельности. История культуры разделяется на историю отдельных частных явлений или целостных видов: историю мифа и религии, науки и искусства, морали и права. Ведущее положение занимает здесь история философии, ибо философия хранит и воспроизводит знание о всеобщем, которое воплощается во всех других формах культуры. Понять философский дух эпохи — это понять те аспекты вечной истины, которые вышли на первый план истории и которые выразились во всех других элементах человеческой культуры. Особое место в истории культуры занимает история языка; поскольку последний является как выражением общих идей, так и средством хранения и передачи накопленного человечеством знания, возникновение или вырождение языка отражает состояние той или иной нации.
История социальных институтов, ранее называемая политической историей, включает в себя изучение различных форм организации людей для их коллективной жизнедеятельности и их взаимоотношений. Сюда входит история государства и церкви, сословий и партий, династий и семьи, школ и академий и т. д. Духовные идеи определяют государственную, церковную и всякую иную институциональную жизнь, но и сами они не могут сохраняться в социальной среде, не облачённые в какую-либо организационную форму, не могут существовать без заботы со стороны определённых институтов. История институтов или история организаций не просто сосуществует с историей духа, а сосредоточивает, фокусирует её в своих формах. В высших институтах, таких как государство и церковь, духовное содержание культуры получает форму организации, становится предметом заботы или объектом подавления, обретает плоть или находит свою гибель. Духовная история — основание истории, история социальных институтов — её воплощение и завершение. В историю институтов включаются также и история духовных движений, и история войн, которые ведут народы ради расширения своей государственности.
Таким образом, поскольку человеческие потребности разделяются на материальные и духовные, постольку вся созданная человеком культура так же разделяется на материальную и духовную, хотя провести между ними чёткую грань не всегда возможно, человек и свои материальные потребности реализует не животным, а духовным способом. Для того, чтобы реализовать своё предназначение — воплощение духовных идей — человек должен существовать в физическом теле и в земных условиях, а для того есть, пить, одеваться, ютиться, отдыхать, заботиться о здоровье и создавать себе подобных. Всё созданное человеком для удовлетворения своих насущных потребностей изучает история материальной культуры. Она изучает результаты деятельности людей в области строительства — создания городов и поселений, храмов и дворцов, дорог и водопроводов, оросительных систем и оборонительных сооружений, то есть всего того, что является необходимым условием существования жизни человека на Земле. Сюда же входит изучение материальной составляющей повседневного быта: одежды, утвари, украшений, средств передвижения, способов выращивания и приготовления пищи, ухода за животными и т. д.
Каждое историческое событие в области материальной и институциональной истории — постройка храма, завоевание города, создание парламента и пр., воплощая единые вневременные идеи-первообразы, являются уникальными и неповторимыми, занимают определённое место в реке времени. События же духовной культуры повторяются вновь и вновь, ибо мы постоянно воспроизводим их в нашем сознании. Например, читая сочинения Платона и усваивая его мысли, мы делаем их фактом настоящего.