1. Следующей нашей задачей будет рассмотрение принципов Солнца, Луны, планет и их проявлений в знаках и связях друг с другом. Но предваряя это описание, мы снова остановимся на некоторых вопросах теоретической астрологии, повторяя сказанное в предыдущих разделах сайта, но уточняя и дополняя его. С глубокой древности дошел до нас завет Мудрых: человек, познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов, то есть мы сможем понять всю глубину мироздания, если сначала поймём самих себя. Существует три пути самопознания, которые должны дополнять друг друга, условно их можно назвать следующим образом: описательный или эмпирический, теоретический или философский, астрологический.
У многих творческих людей в определённый период жизни возникает потребность подвести итоги прожитой жизни, и они пишут свои автобиографии. Так, например, известный русский философ Николай Бердяев в жизнеописании, названном «Самопознание. Опыт философской автобиографии», описывает основные черты своего характера, устремления и интересы, отразившиеся в его творчестве и определившие его судьбу. Он повествует о встречах и отношениях со многими своими современниками, которые оставили след не только в его жизни, но и в культуре того времени, касается он и мыслителей прошлого, оказавших влияние на его мировоззрение.
Человек, пишущий свою биографию по памяти, в общем-то исходит из того, что она сохранила значимое для него и предала забвению незначительное. Человек же, слагающий свою жизненную хронику на основании дневниковых записей, которые он вёл более или менее регулярно с юности, имеет возможность увидеть, как с течением времени менялись его жизненные ценности, а с тем и оценки происходивших с ним внутренних и внешних событий, то, что ранее казалось ему неважным, сыграло впоследствии большую роль в его жизни, и наоборот.
Но познать себя — это не только описать себя и свой жизненный путь, то есть ответить на вопросы: какой я и каково моё отношение к миру; это и ответить на более сущностные вопросы: кто я, откуда и зачем пришёл в этот мир, почему и ради чего страдаю, что будет со мной после смерти. Но чтобы ответить на эти вопросы нужно, прежде всего, знать: кто есть человек вообще, и этот ответ человек ищет не только внутри себя, но и вовне, у других людей, в философии и религии.
У Н. Бердяева вопрос о сущности и предназначении человека являлся стержнем его философии. Однако, изучая его многочисленные сочинения, мы не сможем составить для себя целостного представления о том, кто же есть человек, откуда он приходит на землю и куда уходит после смерти. Прежде всего потому, что философ чётко не определяет такие основополагающие понятия как Бог, Дух, личность, творчество, добро, зло и, наконец, свобода. То ли он рассматривает эти понятия как самоочевидные, интуитивно ясные для всех, то ли не хочет их определять, объявляя себя врагом всякой систематической, иногда пренебрежительно называемой школьной, философией. Разрывая связь с традицией, он создаёт собственную философию и ставит перед читателем нелёгкую задачу разобраться в его противоречивых суждениях и афоризмах. Но философия должна выражать своё знание во всеобщих понятиях разума, но не в символах или в поверхностных рассуждениях рассудка, ибо она отличается от проповеди, публицистики и эссеистики.
Создаётся впечатление, что Н. Бердяев не смог ясно осознать свои интуитивные прозрения, а оттого и выразить их в чётких понятиях. Он блуждает в противоречиях, не в силах найти их обобщающий смысл и вместить противоположности, порождающие мир. Например, он обсуждает проблему зла в отрыве от проблемы добра, свободу человека рассматривает в отрыве от необходимости законов мира, творчество человека не соотносит с творчеством Бога, создающего мир идей из духовной материи. Философ не обращает должного внимания на учение греческой философии о Логосе, творческом Разуме, игнорирует философию Платона и Плотина, а ведь учение последнего легло в основу христианской философии, которую нельзя смешивать с ограниченными представлениями христианских церквей. Н. Бердяев их и не смешивает, но в его учении о человеке явно присутствуют именно последние.
Для философа личность — это духовная часть земного человека, которая создаётся Богом; в процессе своей жизни и творчества на земле она завоёвывает себе бессмертие (спасение) и после смерти продолжает жить уже в Царстве Божьем. Философ вроде бы говорит здесь о вечном рае, но при этом страстно отрицает вечный ад. Спасутся все, ибо Христос искупил грехи человечества своей жертвенной любовью. За одну жизнь на земле человек получает вечное блаженство на небе. «Не очень ли это просто?» — спросим мы. Нет, ведь эта жизнь наполнена страданиями, душевной и физической болью. Однако здесь возникает трудно разрешимый вопрос, если мир создан добрым и всемогущим Богом, то откуда в мире зло и страдания?
Традиционный ответ на этот вопрос состоит в том, что человек, пренебрегая божественными законами и заповедями, порождает зло, за которое расплачивается страданиями. Н. Бердяев подходит к решению этого вопроса глубже, верно чувствуя, что в этом ответе не вся истина. Но какова же она — решить не может, и снова потому, что не вмещает противоположности, то есть не осмысляет противоречия и смешивает понятия. Он полагает, что человек не только создание Бога, но и свободы, которая побуждает его познать добро, пройдя при этом и пути зла, ибо добро нужно творить сознательно, а не по принуждению. Он полагает, что ничем не обусловленная свобода лежит в основе мира, она есть ничто, тёмная бездна, хаос. Но согласно всем мыслителям прошлого в основе мира лежит Абсолютная Реальность, Беспричинная Причина мира, Ничто и одновременно Всё, непостижимый и неопределяемый Источник всего возникающего во времени сущего.
Нельзя смешивать Абсолютную Вечность и Полноту (Совершенство!) с миром вечного становления, с миром существ, развивающих своё сознание путём творчества форм из материи, путём выбора между добром, то есть совершенствованием и созиданием, и злом — разрушением и деградацией. Нельзя путать Абсолютное Божество с творящим Богом, живущим во времени, а значит, восходящим к совершенству. Но главное, нельзя смешивать первичную Огненную Субстанцию, духовную материю, с её проявлениями в различных мирах, тем более с хаотической плотной материей физического мира, из которой творческая воля Богов и людей создает мир объектов. Каждый творческий труд на земле есть борьба с хаосом, которая требует напряжения, терпения и мужества, к тому же и расплаты за совершаемые ошибки из-за несовершенства нашего сознания и ограниченности знания, и уже тем более, за грехи, то есть сознательно творимое зло. Жизнь на земле в тисках тела и плотной материи есть страдный путь, путь страданий, преодолевая которые мы и восходим к вершинам.
В нашу задачу не входит анализ всех противоречивых суждениях Н. Бердяева, и мы вполне сознаём, что вмещение или органический синтез многих истин есть трудное достижение человека на земле. Для этого нам и даётся Божественная Мудрость — Теософия, постигая которую мы приближаемся к Истине, помня при этом завет Христа: познайте Истину, и Истина сделает вас свободными. Свобода же без познания Истины, вечных оснований и всеобщих законов мироздания, есть своеволие, порождающее, а не преодолевающее хаос.
2. Большое значение для самопознания человека имеет астрология, потому мы и рассматриваем её на нашем сайте. При этом мы утверждаем, что её будущее развитие будет связано с принятием теософского учения о человеке, с другой же стороны, она сама явится обоснованием этого учения. Изучая свой гороскоп, человек может создать о себе более объективное представление, часто отличающееся от того, каким он сам себя представляет или как о нём судят другие люди. Человек может узнать, каким он должен стать по замыслу Бога, а не только по желаниям его родителей или под влиянием окружающей среды. Богом, имеющим непосредственное отношение к земному человеку, является его Высшее Эго, Божественная Душа или Индивидуальность.
Высшее Эго есть развивающийся Бог, оно есть проявление вечного Духа и связано с космическим Творцом, который задаёт ему эволюционный путь и ставит перед ним определённые задачи. Главной такой задачей является развитие Разума, для чего Высшее Эго создает низшее или личное эго, которое многократно воплощается на земле в плотном человеческом теле, составляя душу воплощённого человека. Второй эволюционной задачей является формирование бессмертной Личности, сохраняющей сознание в Тонком мире. Да, теософия также учит о бессмертной Личности, о которой пытался говорить Н. Бердяев, но в отличие от него утверждает, что бессмертие ещё очень редко достигается на Земле. Оно зарабатывается многими жертвенными трудами в процессе воплощений личности на земле, и абсурдно полагать, что за одну земную жизнь человек, — нет, вообще все люди, могут стать бессмертными. Но об эволюции человека и о законе перевоплощения ничего не хотят слышать современные философы, к сожалению, и некоторые астрологи тоже.
Астрология даёт возможность человеку разобраться в самом себе, увидеть свои достоинства и недостатки, осознать особенности своего жизненного пути. Изучая внутренние причины жизни, она может помочь человеку не только более глубоко узнать, какой он есть на самом деле, но и понять, почему он такой, почему действовал так, а не иначе, почему именно такой сложилась его судьба. К тому же астрология может помочь нам в познании сущности других людей, чтобы установить с ними соответствующие отношения.
Человек на земле не обладает свободой, о которой так много говорят люди, да и философы. Жизнь человека во многом предопределена, западная традиция называет эту предопределённость судьбой, восточная — зрелой кармой, которую никакая человеческая воля не в силах избежать, но только исполнить. Судьба есть наша карма, задаваемая нам Высшим Эго и определяющая урок, который наше личное эго должно выучить в новых земных условиях. Но это задание зависит и от жизней личностей, являющихся прошлыми воплощениями данного человека, так как в настоящей жизни мы искупаем их ошибки и получаем их достижения. Таким образом, речь может идти о двойном предопределении — вертикальном и горизонтальном. С одной стороны, наша судьба задается нам свыше, нашим бессмертным Отцом на небесах, с другой стороны, зависит от наших прошлых преходящих воплощений, ибо в настоящем мы пожинаем следствия заложенных в прошлом причин.
Отрицая Бога на небесах, творца нашей личности, мы неизбежно приходим к точке зрения, господствующей в современной культуре: человека порождают и воспитывают родители, а затем он сам себя творит под влиянием внешних условий, то есть он возникает в потоке времени, а затем бесследно в нём исчезает. Отрицая перевоплощение и связь человека со своими прежними жизнями, мы отрицаем непрерывность жизни низшего эго, и снова приходим к абсурдному мировоззрению, что человек конечен, а значит не имеет смысла и его земная жизнь. Непрерывность жизни, то есть приход низшего эго из Тонкого Мира в плотное тело, а затем возвращение его обратно — удел всех людей Земли, а вот бессмертие — очень немногих, тех, кто на земле помнит о небе и своём прошлом, а в Тонком мире обладает развитым сознанием.
Однако утверждение предопределённости человеческой жизни не приводит к отрицанию свободной воли человека. Поскольку план Бога может реализоваться на земле различно в силу изменчивости земных условий, то судьба в рамках заданной необходимости даёт нам и определённые возможности, которые обусловливают наши свободные действия, иными словами, нам дана свобода выбора тех или иных действий, путей и средств их реализации. Западные философы прошлого зрелую карму человека, то есть строгую предопределенность его жизни, называли безусловной необходимостью, а карму слагаемую — условной необходимостью, то есть зависящей от преходящих земных условий.
Свободный выбор влечёт за собой и ответственность, следствия, им порождаемые, слагают наше будущее, и не только в этой настоящей жизни, но и в последующих. Возможности, данные нам для развития сознания и добрых деяний, могут быть и не использованы, так как их осуществление не всегда легко, а человеку свойственно искать более лёгких путей. Возможности, использованные во зло для себя и других, влекут за собой ещё более горькую карму. «Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия. В Беспредельности есть свобода выбора, и в этом вся красота. Свобода выбора утверждает человека. И назначает человек сам себе мир следствий. Так творится жизнь зависимости»
(1).
Вера только в судьбу или только в свободу воли являются односторонним точками зрения, ни один человек не зависит полностью от своей судьбы и ни один человек полностью не свободен. В результате свободного выбора в очерченных судьбой границах слагается будущая карма, которая, однако, так тесно переплетена с кармой зрелой, что отличить кармические действия от действий свободной воли очень сложно. Единственная возможность определить меру своей ограниченности и свободы — познать самого себя.
Натальный гороскоп выражает зрелую карму человека, в результате изживания которой он слагает карму будущую. Но не тем, что изменяет заданные ему обстоятельства, а тем, что поднимается над ними и познаёт свою судьбу, себя самого и людей, с которыми был связан, а постепенно и великие космические законы жизни, причинности (кармы) и цикличности (перевоплощения). Истинная свобода земного человека состоит в том, чтобы он познал свою судьбу и достойно её исполнил, то есть выполнил свой долг перед природой, человечеством и собственной душой, а также мужественно заплатил свои долги за прошлые прегрешения. Недаром философы древности говорили, кто познаёт необходимость и покоряется ей, того судьба ведёт, а кто ей сопротивляется, того она тащит. Только исполнив своё предназначение, человек получает новую жизнь с новым заданием. А иначе он снова и снова будет вынужден повторять прежние уроки, а в конечном счёте, только искупать прежние долги, количество которых будет возрастать с каждой жизнью, а соответственно, и плата за них.
Нельзя размышлять о предназначении человека, отрывая его от жизни Космоса и отрицая существование Тонких и Огненных космических миров. Судьба человека записана на языке светил, поскольку, человек космичен по своей сущности, происхождению и задачам существования, что должно быть понятным из предыдущих разделов сайта. Одни и те же силы формируют звёзды, планеты и жизни на них. «В космосе всё переплетается, всё Бытие зиждется на законах притяжения, взаимообмена и взаимоотношения. Космические законы непреложны, и потому они прежде всего целесообразны, но уловить эту живую целесообразность нелегко, потому люди часто отрицают проявление закона там, где они не усматривают связи и видят лишь отклонения от него»
(2).
3. Астрология изучает влияние космических событий на природу и человечество Земли. Действующими факторами гороскопа являются Солнце, Луна и планеты, светила нашей Солнечной системы. Именно в результате взаимодействия их энергий в процессе движения в пространстве и возникают определённые космические явления. Но прежде, чем изучать влияние светил, необходимо осознать их принципы или сущности, которые лежат в основе их излучений и не меняются вместе с ними. Принцип планеты определяется сознанием Планетарного Духа, руководящего развитием планеты и имеющего в ядре своего духа соответствующие ей энергии. Если планета имеет человеческое население, то оно оказывает влияние на качество её излучений. «Излучения планет создаются взаимными усилиями их обитателей. Человечество на каждой населённой планете представляет собой её высшие центры»
(3).
Астрология — высшая сокровенная наука, включающая в себя все частные науки о Космосе, Природе и Человеке, потому познание общих принципов должно предшествовать в ней изучению их проявлений. Однако вместо более глубокого осознания своих основ современная астрология пошла по пути расширения: изобретаются новые методики, рассматриваются множество разных аспектов, разрабатываются новые системы домов. Всё это затрудняет изучение гороскопов, и без того содержащих океан информации, который трудно постигать. С. Арройо, практикующий астролог, много усилий затративший и на осмысление базовых принципов астрологии, писал: «Я думаю, что в наш век постоянно меняющихся причуд и притязаний на новизну все астрологи-практики извлекут пользу, углубляя своё понимание основных законов и принципов, а не постоянно принимая предположительно новые идеи и теории… Если основа, на которой их водружают, не очень сильна, вся структура рухнет… Простота — важный фактор. Чрезмерное и отчаянное расширение астрологии преждевременно, пока не будут тщательно поняты и переведены на современный язык основные традиции и принципы… Увеличивая сложность, мы растрачиваем энергию, которая должна уходить на важнейшие вопросы и определения. Иначе астрология будет строить новую систему на песке вместо скалы»
(4).
С другой стороны, он же отметил, что много теоретиков рассуждают сегодня об астрологии, но мало в астрологической литературе элементов человеческого опыта. Мы полагаем, что он имел в виду многостороннее изучение и описание индивидуальных натальных и транзитных карт. Около 20 лет прошло со дня написания указанного выше сборника статей, много конкретного знания накопила с тех пор астрология благодаря компьютерным программам и изучению гороскопов выдающихся людей, но глубоких теоретических работ мало. И почти все они только обобщают накопленный материал, но не осмысляют космические законы, не пытаются глубже осознать сущностную связь Космоса и человека и их эволюционное становление.
Нашей главной задачей является осознание оснований астрологии путём усвоения Учения Жизни, данного для будущего, а также осмысление её символического языка, дошедшего до нас из прошлого. Мы знаем, что каждый символ предполагает интерпретацию на семи различных уровнях: философском, математическом, космологическом, астрономическом, антропологическом (психологическом), анатомическом и физиологическом. Охватить всю глубину астрологических символов мы не в силах, но для дальнейшего изложения нам важно установить соответствие принципов светил аспектам человеческого сознания и их носителям, а для этого напомнить сказанное ранее о строении и эволюции человека, сделав при этом несколько дополнений.
Мы уже не раз отмечали, что в человеке имеется три духовных начала: духовный атом или искра, духовные зерно и ядро. Духовная искра (Атма) — это нетленная частица Всеначальной Энергии или Единого Божественного Огня, изошедшего из Абсолютного. Подобная искра пребывает во всех неисчислимых формах мироздания. «Божественный Огонь являет свои искры во всём Сущем. Сокрытые потенциалы этих искр, хотя и невидимы, но должны быть приняты как основа всех проявлений. Эту искру нужно принять, как звено в каждом центре организма. Каждая божественная искра вдыхает и выдыхает Огонь, который служит объединителем»
(5).
Зерно духа образуется Творцом Космоса путём внесения в вечный атом сияющей энергии Буддхи. Атма-Буддхи представляет собой единое потенциальное сознание, которое будет развиваться в различных космических формах по плану, заданному ему Космическим Отцом. Духовное зерно есть Магнит, вокруг которого собираются накопления человека, растёт и совершенствуется его душа (сознание). «Почитание Единого Света так же естественно, как и представление об Едином Отце»
(6). «Каждый дух должен чуять это единство со Светом, которое огненно живёт в зерне… На пути к Миру Огненному познаем сердцем мощь зерна духа»
(7). Итак, в мире всё взаимосвязано и взаимозависимо, ибо в основе лежит Единое Космическое сознание АУМ и Единая Всеначальная Огненная Энергия.
Формирование планет и развитие на них многообразных форм жизни от элементалов, минералов, растений, животных до человека происходит под руководством Богов, Планетарных Духов, которые являются проявлениями единого Космического Логоса. В свою очередь, они являются зародителями духовных ядер человечеств, которые будут развивать своё сознание на планетах, созвучных их энергиям. Таким образом, духовные ядра людей образуются Планетарными Духами, которые вносят в атма-буддхические зёрна первичные манасические энергии, превращая их в триады «Атма-Буддхи-Манас». Индивидуальной или Путеводной звездой человека называется Дух, воздействием которого он получает сознательное существование и который будет руководителем и наблюдателем его развития. «В ядре духа найдём тот путь, который ведёт к Беспредельности… В ядре духа разобщённый атом несёт знание своего назначения»
(8). Последнее может означать и то, что с возникновением духовного ядра единое зерно распадается на две половины — начала мужское и женское.
Духовные ядра развиваются в Божественное Эго людей, которые обладают сознательной жизнью в Огненном Мире Космоса. Точнее, однако, сказать, что развивается Манас, означающий Разум. Манасом, с одной стороны, называют духовный принцип человека, с другой — духовное существо, результат его развития — Божественное Эго. К тому же и слово «триада», то есть Атма-Буддхи-Манас, используют в двух значениях. Так называют и духовное ядро (три в одном), и Высшее Эго, Бессмертную Индивидуальность, имеющую три аспекта — волю, чувство, мышление (одно в трёх).
Духовное зерно может проявляться только через Манас, духовное самосознание в своей сути и божественное сознание, когда соединён с Буддхи. Божественные существа в нас есть совершенствующиеся Боги, Сущности с высших и ранних миров, карма которых не была исчерпана, когда их мир погрузился в Пралайю. Для своего дальнейшего развития они добровольно и сознательно воплощаются на земле, при этом берут на себя ответственность за грехи всех смертных личностей, которых будут одушевлять. Цепь причин и следствий порождается, таким образом, и Богом на Небе, и человеком на земле, но Боги создают причины осознанно, люди — в силу своего невежества. К тому же «Тайная Доктрина» учит нас, что временная преходящая личность не испытывает настоящего страдания, истинное страдание испытывает наше Божественное Я или Христос в нас.
4. Манас как принцип представляет собой постоянный манасический атом. Он будет сохранять внутри себя результаты всех опытов, через которые будут проходить Высшее Эго людей при своих многочисленных воплощениях в течение Солнечных Манвантар. Для проявления Манаса в низших мирах к высшей духовной триаде присоединяется триада низшая: постоянные ментальный и эмоциональный атомы на Тонком плане, постоянный эфирный атом на плане плотном. Их предназначение заключается в том, чтобы сохранять в себе результаты опытов всех земных личностей, благодаря им осуществляется преемственность, то есть кармическая связь между личностями и одной Индивидуальностью
(9).
При своём воплощении Высшее Эго испускает Манасический Луч, который пробуждает к деятельности указанные выше постоянные атомы. Вибрируя, они начинают собирать из пространства сброшенные ранее элементы в соответствии с задачами нового воплощения. Из собираемых вокруг атомов кармических энергий слагаются новые оболочки, служащие проводниками сознания новой личности. Сперва начинают свою деятельность ментальные, затем эмоциональные, а впоследствии и эфирные постоянные атомы-магниты. Прежние элементы, входя в новый состав, изменяются, очищаются и утончаются, или наоборот, грубеют.
Высший Манас-Разум проявляется на земле только через низший манас, рассудок, который также называют кама-манасом, так как его носителем является камарупа, вместилище низших желаний и страстей. Эти проводники составляют земную душу, которая в физическом мире облекается в эфирное и плотное тела. После завершения воплощения душа отделяется от этих тел, которые начинают разрушаться, а их атомы рассеиваются в физическом мире. Душа смертной личности после пребывания в Тонком Мире тоже разрушается, а освобождённая бессмертная Душа, впитав в себя лучшие достижения последней земной личности, отдыхает в «раю», то есть переживает состояние покоя и блаженства. Сроки пребывания души в Тонком Мире и состояние её сознания в этот период зависят от степени развития личности. После завершения воплощения ментальный, эмоциональный и эфирный атомы замирают до следующего воплощения.
Общая схема эволюционных воплощений изменяется для высокоразвитых людей, которые находятся на пути к бессмертию, а некоторые из них, хотя очень немногие, уже достигли его. В данном случае речь идёт о формировании бессмертной Личности, которая, в отличие от личности смертной, продолжает своё существование после пребывания в мире плотном. Эта личность обладает развитым ментальным телом и утончённым, очищенным от страстей, эмоциональным телом, что даёт ей возможность сознательного пребывания в высоких слоях Тонкого Мира. Бессмертная Личность не имеет отдыха, она быстро возвращается в мир плотный для того, чтобы завершить определённый цикл земных воплощений, искупить оставшиеся прегрешения и помочь людям. При воплощении она проявляется в виде земного человека, обладающего кама-манасом, камарупой, эфирным и физическим телами. Но в процессе жизни кама-манас и камарупа очищаются, после чего человеческая душа преображается.
«И как божественные Эго, чтобы вновь стать Единой Сущностью или же быть заново вовлечёнными во вселенский АУМ, должны очиститься в огне страданий и личного опыта, так и земные Эго, личности, должны поступить подобным же образом, если хотят разделить бессмертие высших Эго. Этого они могут достичь, подавляя в себе всё то, что благотворно для низменной, личной природы их я, и стремясь слить свой мыслящий камический принцип с принципом высшего Эго. Мы (т. е. наши личности) становимся бессмертными в силу того простого факта, что наша мыслящая и нравственная природа прививается к нашей божественной триединой Монаде (Атма-Буддхи-Манасу) — три в одном и один в трёх (аспектах)»
(10).
Бессмертные Личности, очищаясь, преображаясь и восходя, увлекают за собой других; искупая не только свою индивидуальную карму, но и карму всечеловеческую, они жертвуют собой ради эволюции земного человечества. «Тайная Доктрина» называет их «Избранной Расой». «По счастью для Человеческой Расы, «Избранная Раса» уже сделалась носителем воплощений высочайших Дхиани (духовно и умственно), прежде чем человечество стало вполне материальным. Когда последние подрасы Третьей Расы — за исключением самых низших — погибли с великим Лемурийским Материком, «Семена Троицы Мудрости» уже приобщились к тайне бессмертия на Земле, этому дару, который позволяет одной и той же Высокой Личности переходить из одного изжитого тела в другое»
(11). К «Избранной Расе» относятся так называемые люди Пятого Круга — провидцы и ясновидящие, Великие Адепты какой-либо страны, гении искусства, политики или религиозных реформ
(12).
Великие Учителя человечества возглавляют эту Расу. «Гиганты Духа, закончившие свою индивидуальную карму на нашей планете, снова приходят добровольно на Землю ради помощи человечеству. Они избирают не только тело, в которое Они входят, но принимают на себя карму этого тела и творят новую, не останавливаясь ни перед каким самопожертвованием, лишь бы сдвинуть и поднять сознание человечества на новую ступень»
(13).
Мы привели эти цитаты для того, чтобы церковники, а вслед за ними и простые люди, с такой лёгкостью не рассуждали о бессмертии всех людей. Среднее человечество, и то далеко не все его представители, достигнут бессмертия очень и очень нескоро, лишь в Седьмой Расе Седьмого Круга. Ныне же мы находимся только в Четвёртом Круге и в Пятой Расе, большая же часть человечества принадлежит еще только Четвёртой Расе.
Каждый человек содержит в себе все принципы, но люди различаются по степени их проявления или развития. Изучая только натальные карты, невозможно судить о том, восходит ли человек к бессмертию или, деградируя, падает в бездну, гению или злодею принадлежит гороскоп. Для этого необходимо знать совершённые при жизни деяния человека, запечатлённые им в своём жизнеописании или оставшиеся в памяти других людей. Но и зная только одну жизнь человека, невозможно достоверно судить об его эволюционном месте, только знание прошлых воплощений среды земных личностей поможет нам приоткрыть тайну, насколько близок человек к достижению истинного бессмертия. «Можно наблюдать всевозможные жизненные проявления, и только изучение прошлого может дать некоторое пояснение о причинах. Но кто знает наибольшие причины, тот может судить о высшей справедливости»
(14).