3.1. Итак, как это уже следует из предыдущих текстов, задачей нашей работы является не просто краткое описание исторических событий, но главным образом публичное раскрытие части наших исследований, касающихся перевоплощений крупных деятелей истории. Только знание прошлых жизней тех или иных личностей даёт возможность адекватно оценивать их роль в историческом процессе, к тому же перевоплощение, признанное всеми людьми, преобразило бы их жизни. Важным для нас является и рассмотрение некоторых аспектов философии истории вообще.
К началу XIX века Россия простиралась от Балтики до Тихого океана и от Арктики до Чёрного моря, по площади уступала лишь Британской империи с её колониями. Численность российского населения составляла до 40 млн. человек, из них на долю Сибири приходилось 3 млн. человек. Россия была многонациональной страной, около 100 небольших народностей, говоривших на 40 языках, населяло её, но её основу составлял русский народ, живший во всех уголках страны. Государственной религией было православие, около 87% населения страны исповедовало его. В западных районах были распространены католичество и протестантизм, тюркоязычные народы придерживались ислама, калмыки и буряты — буддизма, еврейское население — иудаизма, сохранялись старообрядцы и язычники.
Что касается структуры российского общества, то самым богатым, образованным и привилегированным сословием было дворянство, труд крепостных крестьян был источником их материального благосостояния. Александр I прекратил раздачу государственных крестьян во владение помещикам, а в 1803 году им был издан указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещик мог освободить крестьян, наделив их землёй и получив с них выкуп. Помещики не спешили воспользоваться этим правом, однако идея указа легла в основу реформы 1861 года. Дворянство, в зависимости от размеров владений, делилось на крупное — владело 1,5 тыс. крестьян, и среднее, здесь помещик владел 100–150 крепостными. К числу привилегированных сословий относилось и духовенство, насчитывающее к концу XVIII века 215 тыс. человек. Оно включало в себя чёрное духовенство — монахов и монахинь, и белое — священников разного рода от женатых приходских до высших церковных иерархов.
Ряд важных привилегий имело и купечество, самые богатые купцы первой гильдии обладали преимущественным правом вести внутреннюю и внешнюю торговлю, владели морскими судами, производством, свободно перемещались по стране. Купцам второй гильдии давались преимущества в крупной внутренней торговле, они владели речными судами и производством, купцы обеих гильдий освобождались от некоторых податей, воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии были лишены льгот первых двух, занимались мелкой торговлей и ремеслом, содержали лавки, трактиры, постоялые дворы, но к середине XIX века в больших городах они уже растворились среди торгующих мещан и крестьян. В мещанстве состояло население городов, в прежние времена называемое посадскими людьми, к их числу относились, помимо мелких торговцев, ремесленники и наёмные работники. Мещане были обложены высокой податью, поставляли рекрутов в армию и не освобождались от телесных наказаний.
Самым многочисленным и угнетаемым сословием было в Российской империи крестьянство, представлявшее примерно 94% населения. К середине XIX века его численность составила более 30 млн. человек. Из них 15 млн. принадлежали к государственным крестьянам; на севере России и в Сибири они составляли большинство населения. Все крестьяне платили подати — отрабатывали барщину и выплачивали оброк, но, в сравнении с помещичьими крестьянами, государственные находились в более выгодном положении — они имели право вести розничную и оптовую торговлю, могли владеть собственностью и даже открывать фабрики. Помимо вышеперечисленных, были также и дворцовые крестьяне.
В 1811 году численность городского населения составляла 7% всех российских жителей, самыми крупными городами являлись: Петербург, Москва, Вильно, в Сибири — Тобольск. Некоторые города, помимо упомянутых (Тула, Ярославль и т. д.), выделялись большим количеством промышленных предприятий, металлообрабатывающих и текстильных. Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и Забайкалье. Здесь широко использовался труд крепостных, а в городах на быстро развивающихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне, использовался труд вольнонаёмных рабочих. К середине XIX века их доля в русской промышленности составляла уже около половины всех работающих. На некоторых заводах началось применение паровых машин. В 1815 году был построен первый отечественный пароход, а в 1851 г. — первая железная дорога. Можно сказать, что только с середины XIX века в России начался промышленный переворот, а с ним и постепенное образование новых классов — буржуазии и пролетариата. В рядах предпринимательского класса оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне, сменившие свой сельскохозяйственный труд на промышленный.
К началу XIX века оформилось казачество — особенное военно-крестьянское сословие (1,5 млн. человек). Прошли те времена, когда казачья вольница причиняла власти крупные неприятности. В XVIII веке власти установили полный контроль над казачьими областями, а в XIX веке стали создавать новые казачьи войска для охраны границ. В казаки зачислялись помимо их воли лица других сословий, прежде всего государственные крестьяне. Областью расселения казачества были специальные административно-территориальные единицы, войска. В начале 19 века их было семь: Астраханское, Донское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское и Черноморское. Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе войск стоял назначенный атаман, станичные атаманы избирались на станичных сходках. Казак являлся на службу со своей строевой лошадью, обмундированием и холодным оружием. Благодаря хорошей военной подготовке и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах и в охране границ страны. Казаки отличались своеобразием быта, традиций, языка, фольклора; они были трудолюбивы, гостеприимны, набожны, почтительны к старшим. В итоге социальная структура общества в России начала XIX века выглядела так: дворяне — 1%, купечество — 3,5%, духовенство — 0,5%, мещане — 2%, казачество — 3%, крестьянство — 90%.
Как мы помним, система образования в России была заложена Екатериной II, реформы в этой сфере были продолжены её сыном Павлом I и внуком Александром I. Указами последнего в 1803–1804 гг. была создана единая сеть учебных заведений. В приходских училищах могли обучаться дети крестьян, получая здесь первоначальное обучение, в уездных училищах — дети мещан, в губернских гимназиях — дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов со своими университетами, которые получили при этом значительную автономию от властей. В результате этих образовательных реформ стал складываться определённый слой молодых людей — гимназисты и студенты с одной стороны, с другой — их взрослые наставники: учителя, преподаватели, профессора. Пётр Великий говорил, что русский народ способен к наукам и умственной деятельности, но только в XIX веке русские люди по-настоящему стали учиться мыслить, и это был нелёгкий путь поиска истины. Каждая истина общечеловечна, но каждый народ имеет своё задание и свою обязанность в её постижении.
Русское просвещение XVIII века было связано, во-первых, с деятельностью Ломоносова, о чём мы говорили ранее; во-вторых, с деятельностью масонов. Первые масонские ложи возникли у нас ещё в 1731–1732 гг., но были запрещены Екатериной в 1783 году. Главным деятелем русского масонства был Николай Новиков (1744–1818). Он не увлекался алхимией и магией, но искал истинного (эзотерического) христианства, его не удовлетворила официальная церковность, в которой ослабела духовность. Будучи издателем, он публиковал не только западных мистиков и христианских теософов, но и отцов церкви. Главным образом он интересовался нравственной и социальной стороной масонства, выступал против французского просвещения, его плоского рационализма и деизма, переходящего в атеизм, не жаловал Вольтера и Дидро. Большая часть русских масонов вообще была монархистами и противниками Французской революции, они хотели социального равенства и справедливости, при этом осознавали, что более совершенное общество может быть построено только на основании нравственного совершенствования человека.