5.3. Итак, с наступлением XIX века стремительно начался новый этап истории, который связан со вступлением человечества в эпоху Водолея. С этого времени началось т. н. «восстание масс», о котором мы писали в первом разделе текста. Речь шла о том, что с этого времени стала быстро увеличиваться численность населения планеты, усилился рост городов, росла образованность не только жителей городов, но и селян. В связи с развитием науки и техники, промышленного производства, торговли и транспорта стал возрастать и уровень жизни населения, в первую очередь в западноевропейских странах. Восстание масс означало и их борьбу против монархической власти, против аристократов и сословных ограничений, борьбу за политические свободы, равенство людей перед законом, участие в выборных органах, утверждение самоуправления, демократии, свободы слова, печати, вероисповедания, словом, это была борьба за формирование справедливого общества, дающего людям равные возможности и условия для развития и самосовершенствования.
Первая французская революция явилась тем событием, которое наглядно показало все трудности рождения новой эпохи в борьбе с отжившими социальными структурами, в противоборстве нарождающейся расы с уходящей. Знаменательно, что революция началась в 1789 году и завершилась приходом к власти Наполеона III в 1799 году (в 1798 г. до начала эпохи Водолея оставалось 2° — 144 года). Её идейными вдохновителями явились философы-просветители, выходцы из буржуазного сословия, которое и стало её движущей силой. Последняя, третья, эволюция во Франции (Парижская коммуна) произошла в 1870 году (до начала эпохи Водолея осталось 72 года, т.е. 1°), в результате неё была окончательно свергнута монархия, но на восстание оказали влияние уже и социалистические идеи Первого Интернационала, созданного Марксом и Энгельсом в 1848 г. Их воззвание «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» позже было дополнено другими призывами, ставшими символами будущих революционных движений: «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов! <…> Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем». Пётр Лавров создал в России русскую Марсельезу со словами: «Отречёмся от старого мира, стряхнём его прах с наших ног».
В России начало восстания масс можно отсчитывать с отмены крепостного права в 1861 г., именно в этот год, как уже было сказано, Нептун вошёл в Овен. При этом раз в 36 лет Нептун соединяется с Сатурном, это соединение отмечено в 1881, 1917, 1953 годами, напряжёнными, а для империи — судьбоносными. Прежде всего они указывают на смену её властителей: убийство Александра II, Николая II и смерть Сталина. Идейными вдохновителями начавшегося освободительного движения были русские интеллектуалы, высокообразованные философы и историки, профессиональные и свободные мыслители наряду с публицистами и литераторами. Все они, за немногим исключением, были выходцами из дворянского сословия.
Со второй половины XIX века всех людей умственного труда стали называть одним общим понятием интеллигенция. Но всё же следует отличать выдающихся мыслителей и интеллектуалов от увеличивающегося числа интеллигенции разночинной, выходцев из разных общественных сословий, составляющих слой умственных работников, перво-наперво учителей и преподавателей разного вида учебных заведений, журналистов многочисленных печатных изданий, деятелей науки и создателей технических изобретений, писателей и поэтов, представителей словесного творчества. Позже к интеллигенции были причислены художники и музыканты. По своему мировоззрению и дворянскую, и разночинную интеллигенцию принято разделять на консерваторов, сторонников традиционных форм жизни и не желающих кардинальных перемен; либералов, признающих необходимость прогрессивных перемен, но полагавших, что только постепенными реформами можно достичь их, быстрое же разрушение сложившегося порядка неизбежно породит хаос и кровь. Радикалы выступали за быстрые революционные преобразования: нужно в одночасье сменить социальный строй, и на обломках самовластья построить новый мир.
И либералы, и консерваторы рассматривали сперва крестьянство, самое малочисленное сословие и самое угнетаемое, движущей силой и основой социальных преобразований, но разбудить разобщённое и в массе своей необразованное крестьянство было невозможно. Потому в стране, где не сформировалась ещё ни буржуазия, ни рабочий класс, в которой армия была занята в частых войнах, оставалась только одна сила, двигатель перемен, разночинная интеллигенция, а также её немалая часть — гимназическая и студенческая молодёжь. Она легко объединялась в коллективы и легко направлялась своими наставниками; достаточно образованная, увлекающаяся и энергичная, она, однако, в силу своей молодости и недостатка жизненного опыта была склонна к революционным отрицаниям существующего порядка, к увлечению легко усвояемыми, но примитивными идеями. При этом и она легко подпадала под бездуховное влияния Западной Европы, в которую хлынула после того, как Александр II открыл туда дорогу. И как известно, только высшие божественные идеи движут миром, направляя его к развитию и совершенствованию, а низшие идеи, мысли людей злобных, корыстных и безнравственных, неминуемо ведут его катастрофам.
На рубеже 50–60 годов среди молодёжи возникает нигилизм, тип которого был запечатлён Тургеневым в образе Базарова в романе «Отцы и дети». Отвергая и признанную идеологию, и либеральные «предрассудки», нигилист изучает науки, становится врачом, инженером и т. д. При этом он не просто скептик, ищущий истину, а отвергающий всякие философские искания и искусство, которое праздно и не приносит никакой пользы людям. Он материалист и атеист, сознание человека для него только функция нервной системы. Ограниченный, желчный и нервный, он являет собой дух полнейшего отрицания всего духовного и возвышенного, что делает человека человеком; в конечном счёте, превращается в безжалостного ненавистника людей. Будущие террористы, анархисты и революционеры явятся горькими плодами развития нигилизма.
Много надежд возлагалось в России на отмену крепостного права, когда же манифест был обнародован в 1861 г. и началось его осуществление, в обществе наступило быстрое разочарование. Недовольны были не только помещики и крестьяне, но многие слои общества, о особенности разночинцы, которые ожидали быстрых перемен к лучшему, чего, собственно, не могло быть в стране со многими противоречиями. Да и Александр II вынужден был совершать поступки, которые настроили против него общественность. В начале 1863 г. в Польше вспыхнуло национально-освободительное восстание, которое перекинулось на Литву и Западную Белоруссию. Против повстанцев были направлены войска, начались репрессии, возникла опасность иностранного вмешательства, к которому обратились за помощью восставшие.
В октябре 1862 г. А.И. Герцен (1812–1870), русский писатель и философ (о нём уже было сказано в предыдущей части), теоретик крестьянского общинного социализма, напечатал в своей издаваемой за границей газете «Колокол» воззвание к русским офицерам: призывал оказывать содействие польским патриотам. Этот шаг оттолкнул от него русских либералов, которые принципиально отвергали всякое насилие. Недовольство Герценом росло и в среде радикальных демократов, многим его участникам, казалось, что Герцен стоит на слишком умеренных позициях. Популярность и тираж «Колокола» упал, в 1867 году он прекратил своё существование, философ не смог удержать от раскола некогда единое общественное движение. А когда либералы и радикалы окончательно разошлись, ему не оказалось места ни у тех, ни у других. Герцен умер в Париже, последние годы жизни провёл в одиночестве, тяжёлом для деятельного, умного и одарённого человека.
Вместе с Герценом большое влияние на русскую интеллигенцию оказал влияние Н.Г. Чернышевский (1828–1789), мыслитель учёный, писатель и публицист, с 1856 года ставший редактором ещё одного влиятельного издания — журнала «Современник». Его деятельность была посвящена идейной и политической подготовке крестьянской революции. Летом 1862 г. в Петербурге разгорелись сильные пожары, причины которых установить не удалось, но сложившейся обстановкой воспользовались противники реформ. К тому же в июле 1862 года были опубликованы «Письма без адресата» Чернышевского, в которых он подвёл итоги реформы, указав, что она враждебна народу, потому что он не принимал никакого участия в своём освобождении. Чернышевский был арестован, ему приписывали прокламации с призывом к восстанию против царя и помещиков. На суде он отвергал все обвинения, которые около двух лет собирало Третье отделение, пока он сидел в Петропавловской крепости. Сенат приговорил его к семи годам каторги, при этом был совершён обряд гражданской казни.
Мы помним, что Александр II в 1864 г. начал проводить земскую и судебную реформы, но затем его реформаторская деятельность приостановилась вплоть до 1870 года, т. е. до принятия городской реформы. Отчасти это было связано с первым покушением на его жизнь 4 апреля 1866 г. На прогулке в него стрелял студент Московского университета Дмитрий Каракозов, который, однако, действовал в одиночку. Он был вскоре казнён, но его выстрел дал повод реакционерам начать кампанию против либеральных министров. Пост министра просвещения был вверен Д.А. Толстому, который поставил университеты под контроль полиции и затруднил доступ в них малообеспеченной молодёжи. Уже с 1861 г. была введена большая плата за обучение, но правительство давало льготы тем, кто не мог платить. Теперь эта льгота была отменена.
В начале 70-х годов среди радикальной интеллигенции возникает народничество, мощное движение с собственной идеологией. У её истоков стояли Герцен, Чернышевский с их теорией крестьянского социализма. Однако затем теоретиками народничества становятся П.Л. Лавров, М.А. Бакунин и П.Н. Ткачёв. Все они были сторонниками крестьянской революции, но если первый говорил о необходимости её длительной подготовки через убежденияе крестьянства в необходимости революции, то вторые были убеждены в том, что сама интеллигенция должна её начать путём вооружённого переворота и захвата власти.
В 1874 году началось «хождение в народ», стихийное движение радикальной молодёжи, к которой примкнули и представители других сословий. Одни отправились в деревни с целью перевоспитать крестьянство в революционном духе, вторым не терпелось поднять его на восстание, но проповедь социализма, тем более революционного выступления, провалилась. Полиция провела аресты народников-смутьянов, из которых половину всё же оправдали. Впоследствии часть народников стала активно участвовать в деятельности земств, они лечили крестьян, учили их детей, обучали ремёслам, помогали организовывать хозяйство.
В конце 1876 г. народниками была создана организация «Земля и воля», в названии была отражена их цель — дать землю и волю крестьянам. В 1879 г. организация раскололась, возникли два объединения: «Народная воля» и «Чёрный передел». Последнее просуществовало недолго, многие его члены были арестованы, другие покинули страну. Деятельность же «Народной воли» оставила заметный след в истории страны, ибо они полагали, что только с помощью индивидуального террора (политических убийств) можно склонить мощь государства, напугать правительство и заставить его пойти на уступки. Убив нескольких представителей власти, они решили умертвить и Александра II. Была устроена настоящая «охота на царя». К 1879 г. было организовано несколько покушений на императора, которые не удались, но оказали большое влияние на общественность. Причём, когда «Народная воля» совершала одно покушение за другим, полиция арестовывала тех, которые не имели к ней никакого отношения. Видно, само Третье отделение полиции было причастно к этим покушениям, как об этом не зря писали историки. Вдобавок, вполне вероятно и утверждение некоторых из них о том, что деятельность террористов оплачивалась братом царя Константином Николаевичем, его тайным врагом, желающим занять престол.
В феврале 1880 года под впечатлением очередной попытки покушения подрывом Зимнего дворца Александр II создал комиссию по охране государственного порядка. Её возглавил М.Т. Лорис-Меликов (1825–1888), талантливый военачальник, представитель либерального чиновничества, уверенный в том, что единственное спасение России — возвращение на путь реформ, проводимых твёрдой рукой сверху. Он ликвидировал Третье отделение, подчинил политическую полицию министру внутренних дел, этот пост он сам занял впоследствии. Самое важное, что он предъявил царю проект, который предусматривал допуск представителей общества (земств и городских дум) в Госсовет для обсуждения законопроектов. Либеральные деятели поддерживали идеи Лорис-Меликова, консерваторы оценили их как разрушающие самодержавную власть, революционеры ненавидели министра, ибо своей важной задачей он считал борьбу с терроризмом.
Невзирая на все неудачи, народовольцы были полны решимости довести начатое дело до конца. 1 марта 1881 года утром Александр II выразил согласие с проектом своего министра и решил собрать весь комитет министров для его обсуждения. Но через несколько часов был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала и умер в Зимнем дворце. Убийство царя перечеркнуло возможности установления в стране конституционной монархии и мирного развития России путём реформ. Исполнительный комитет «Народной воли» почти полностью был арестован, пятеро народовольцев — Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов и Кибальчич (конструктор бомб) были публично повешены. С 1881 г. в России началось правление Александра III, сына убитого императора. Маятник от освободительных реформ качнулся в сторону реакции, как было после вступления на престол Николая I, сына Александра I, царя, начавшего преобразование России.
В 1865 году в частной беседе с одним из московских дворян Александр II сказал, что охотно бы дал какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадётся на куски. Видимо, царь ясно отдавал себе отчёт в том, что многонациональная Российская империя скрепляется воедино не свободной волей народов, а силой государственного бюрократического аппарата. Предвидел ли реформатор М.С. Горбачёв, что его перестройка и гласность приведут к распаду СССР, который фактически начался в 1990 г. (очередное соединение Нептуна с Сатурном — 1989 год!), юридически же был оформлен в конце 1991 года. Следующее соединение Нептуна с Сатурном произойдёт в феврале 2026 года. Каким же этот год окажется для Новой России!?