Изучение закона перевоплощения

1. Перевоплощение и карма — законы эволюции человека
1. Людям Запада трудно принять закон перевоплощения, поскольку ни христианская религия, ни многовековая европейская философия, ни тем более наука мало что знали и знают об индивидуальной эволюции человека. Но почему? Ведь известно, что Пифагор и Платон учили о совершенствовании человека путём его многократных воплощений на земле. Однако полностью учение о человеке они раскрывали только своим ближайшим ученикам, если Платон и доверил что-то книгам, то отрывочно, о многом говоря языком мифа. Сокровенность учения о человеке в древней философии было обусловлено многими причинами. Отметим лишь важнейшие из них. Во-первых, оно не могло быть понято и принято большинством душ, призванных к воплощению в западной цивилизации в искупительную эпоху Рыб. «О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощения. Перевоплощение было известно некоторым сектам и так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно так же, как и теперь, смена жизней вызывала ожесточённые споры» (1).
Во-вторых, для многих знание о множестве их жизней на Земле не было бы полезным, перед завершением определённого эволюционного цикла нужно устремляться к будущему, а не привязываться к прошлому. «Можно понять, почему сравнительно мало сказано о перевоплощениях в древних Учениях. С одной стороны, о них было достаточно известно, с другой, было бы неполезным обращать внимание на бывшее. Только люди с особо расширенным сознанием могут погружаться в прошлое без вреда для продвижения. Для малого сознания взгляд назад может быть губителен» (2).
И русские философы конца XVIII — начала XIX веков, принявшие эстафету западной мысли и сохранившие её лучшие достижения при наступлении позитивизма, агностицизма и прочих «-измов», обходили закон перевоплощения молчанием. Пожалуй, один Николай Бердяев выступил против него, и это не позволило ему разрешить проблему соотношения свободы и предопределённости человеческой жизни, поскольку закон перевоплощения неразрывно связан с законом кармы. Вместо философского анализа он во многом остался на уровне общих деклараций и даже утверждал идею абсолютной свободы, что является иллюзией.
Нет абсолютной свободы, есть неизменные законы, управляющие Богами и людьми, устроенные таким образом, чтобы направлять любую часть целого на пути её совершенствования, увеличения знания, могущества и любви. Законы, которые каждой части дают свободу выбора, ибо их вечные веления в феноменальном мире могут быть реализованы многообразными путями. Нарушение законов есть зло, нарушение гармонии части и целого приводит человека к страданиям, ибо он должен на себе испытать все последствия порожденной им дисгармонии и восстановить нарушенный порядок. Не Бог наказывает человека, а человек сам порождает причины, вызывающие те или иные следствия, которые могут проявляться не сразу, а в будущих жизнях, вплетаясь в сложную сеть становящегося мира.
Сознательное движение по пути эволюции необходимо включает в себя познание закона кармы, сначала хотя бы в общей форме, но для этого нужно допустить множественность жизней. Страдая, люди часто спрашивают: «За что?». Не видя причин, заложенных в прошлых жизнях, они полагают, что страдают незаслуженно, отрицая при этом разумность мироздания. И даже верующие часто недоумевают, почему всемогущий и милосердный Бог, которому в христианстве приписывается создание человека, не понятно по каким причинам одного обрекает на несчастья, а другому дарует успех. Но мир не может быть устроен так, что кому-то незаслуженно даются счастье и радость, а кому-то — боль и страдания. Неужели сторонники одной земной жизни и создания для каждого тела новой души не осознают ограниченности этой концепции, которая может быть принята только без рационального осмысления? Или для отрицания законов перевоплощения и кармы есть другие причины, которые нужно искать вне рациональной плоскости?
Больше века прошло с тех пор, как учение о сущности человека, его строении и смысле существования на Земле было раскрыто людям. Великие Водители человечества сочли необходимым вновь утвердить законы кармы и перевоплощения, так как люди, вступая в новый цикл своего развития, должны принять эти великие истины. Одной из главных задач трудов Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, призванных принести в мир новое Учение Жизни, было утверждение идеи о совершенствовании человека путём развития его высшего Разума, соединённого с высшей Волей и Любовью, но подобных великих достижений невозможно добиться за одну жизнь. Много потрудились их непосредственные ученики для того, чтобы распространить идеи о непрерывности жизни и необходимости перевоплощений среди широкого круга людей, но они до сих пор воспринимаются с подозрением и в научно-философских кругах, и среди христианских философов.

2. Христианский мыслитель Александр Мень, отрицая существование закона перевоплощения, между тем признаёт, что его защитники получают ключ ко всем тайнам бытия (3). И это так, ибо без его познания ни одна философская проблема, касается ли она природы, человека или истории, не может быть удовлетворительно решена, что и показывает анализ западной философии на протяжении сотен лет её развития. А. Мень утверждает, что доказать или опровергнуть этот закон рационально невозможно. Рационально опровергнуть невозможно, но доказать — возможно. Но что значит доказать закон? Во-первых, показать, как необходимо вытекает он из общей картины мироздания, как необходимо вписан он в совокупность основ, на которых разворачивается окружающий нас мир. Во-вторых, увидеть, как закон действует в мире явлений. А. Мень относит закон перевоплощения к области веры, но в законы не верят, их познают, хотя без предварительного допущения их возможности, то есть веры, познание будет затруднено, ибо мы верим для того, чтобы знать. На Востоке многие верят в этот закон, но вера вовсе не исключает его неправильного понимания.
Отрицая закон перевоплощения, А. Мень задаёт вопросы, которые показывают, что ему хотя и была знакома теософская доктрина, но она не была им принята. Он не видит или не хочет видеть, что в ней получили разрешение противоречия защищаемого им традиционного христианского мировоззрения, хотя и понимаемого глубже многих других православных мыслителей. Теософская Доктрина строго различает понятия, которые в христианстве настолько спутаны, что часто непонятно, что имеет в виду тот или иной мыслитель, говоря о Боге, духе и душе. Доктрина различает понятия о Божестве как Идеальной Причине мира и Боге-Творце, рождающем мир монад и созидающем план их эволюции. Она различает понятия о неизменной монаде, духовном зерне, и об изменяющейся триаде, которая развивает своё сознание путём воплощения в различные формы жизни. Все формы жизни едины в своей сущности, ибо содержат в себе духовное зерно, но все они различаются степенью развития своего сознания.
Доктрина различает понятия об Индивидуальности и личности человека, утверждая, что развитие бессмертной Индвидуальности происходит благодаря многим проявлениям в личностях. Человеческая история и есть проявление эволюции Высших Эго в физическом мире. Все люди имеют духовное зерно, но все люди различаются первичными энергиями триады и степенью развития бессмертной души, что зависит от количества и качества их воплощений. Никакие таланты человека не даруются ему просто так, всё зарабатывается в трудных земных жизнях, неравенство людей в их способностях и устремлениях есть результат их собственных эволюционных усилий.
Таким образом, спутанность понятий об Абсолюте и Боге-Творце, о вечном и воплощающемся духе, о божественной и земной душе человека, а также забвение циклического развития мира, и порождают в христианской философии сомнения относительно закона перевоплощения. Однако отрицание этого закона приводит и к умалению подвига Христа, ибо его величие состоит в том, что Он много раз воплощался на земле и не ради собственного развития, а ради помощи людям. Каждая его жизнь была такой же трудной, как известная нам, ибо Он преодолевал несовершенство всего человеческого рода. Эволюция на земле совершается благодаря жертве Богочеловека, достигшего ступени развития Логоса, который направляет души в их эволюции и историческом творчестве.
Агни-Йога. Надземное. § 163
Агни-Йога. Аум. § 535
Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. М. 1996. С. 118-148