1. Миф — это форма доисторической (архаической) культуры, передаваемая в устной традиции и представляющая собой неразделённое единство философии и религии, искусства и науки. С внешней стороны, миф — это сказание о Богах и героях, с внутренней сущностной стороны — выражение древней Мудрости, единого Откровения, полученного первым человечеством. Глубокое изучение мифов всех народов показало, что мифы — не просто выдумки или сказки, но знание древних о мире, к тому же, сходное в своих общих чертах. Археологические раскопки XIX–XX веков доказали наличие в мифах истинного знания, ибо были найдены и изучены древние города, считавшиеся ранее плодом человеческой фантазии. А обнаружение высоких технологий при сооружении древних строений свидетельствовало о существовании развитых цивилизаций, невозможных без научного знания.
По происхождению мифы делятся на сакральные и профанные. Сакральные (священные) мифы являлись результатом творчества Мудрецов, которые таким способом передавали народам знание о мироздании. Священные Писания древних религий содержат много мифов, которые нельзя понимать буквально, их глубокий смысл раскрывается по мере расширения сознания. В качестве примера можно привести Библейские мифы о войне на небесах, падших ангелах, рае и аде. Мифы мы находим и в текстах древних философов, так Платон рассказывает много мифов, при этом не раз утверждает, что мифы — это носители великих истин. Вспомним его знаменательный миф о пещере, который имеет несколько смыслов, но каждый воспринимает ту его сторону, которая соответствует его сознанию.
Профанные или мирские (profanes — вне храма) мифы принадлежали творчеству народов, переосмысливающих данное им свыше знание. «Греческие мифы не являются уже первоначальным символическим языком Посвящённых, учеников Богов-Иерофантов. Будучи обезображенными расстоянием и загромождёнными чрезмерным ростом человеческого невежественного воображения, они стоят теперь подобно изуродованным отображениям звёзд в текущих водах»
(38).
По содержанию мифы делятся на космогонические и исторические. Первые повествуют о сотворении Космоса Богами и их роли в управлении конкретными мирами в процессе развития. Вторые описывают жизнь и деяния Богов, сынов и дочерей Мудрости, которые духовно просвещали человечество, учили их наукам и ремёслам, управляли человеческой историей. Рама и Сита, Озирис и Изида, Орфей и Эвридика жертвовали собой во благо людей, и если мы сравним сказания о них в мифах Индии, Египта и Греции, то увидим их внутреннее сходство. Герои мифов — это и приближающиеся к Богам идеалы человеческой расы: Геракл, Ахиллес, Одиссей. Легенды народов и эпос — художественно обработанные мифы, авторы которых почти неизвестны, быть может, только имена Гесиода и Гомера пока дошли до нас из темноты веков.
Мифологические сказания — это аллегории, видоизменённые рассказы или иносказания об окружающих нас невидимых силах и существах, обладающих различной степенью сознания: от одушевлённых существ, стоящих на низшей ступени эволюции, до сверхчеловеческих разумов. В мифах всех народов мы находим сведения о гномах, русалках, сильфах и саламандрах, населяющих стихии земли, воды, воздуха и огня, а также о Богах Природы, которые управляют этими элементальными жизнями: Плутон, Нептун, Меркурий, Юпитер. По-разному называли этих Богов разные народы, но сущность их оставалась неизменной.
Мифологическое мировоззрение утверждало политеизм (многобожие), и нам важно знать, что Боги языческих пантеонов представляли собой олицетворение разумных сил Космоса и Природы, божественных Учителей и Царей на Земле, а также духовных и психических сил самого человека. Отсюда необходимо различать, о каком Боге идёт речь в том или ином мифе, какова его истинная сущность? В древности идею многобожия разделяли все народы, но посвящённые философы видели за многообразием единство, утверждали Единое начало мира и Единого Бога-Творца нашего Космоса. Порицаемое в христианстве язычество — это не политеизм, ибо и здесь мы находим Иерархию Архангелов и Ангелов, помощников Высшего Бога, но идолопоклонство, которое есть поклонение ложным Богам, созданным человеческой невежественной фантазией.
2. Языком мифов были символы, которые выражали абстрактные философские понятия и идеи в виде наглядных образов, при этом соотношение идей и образов не было случайным, ибо символ являл собой видимую форму невидимой реальности. С одной стороны, символы раскрывали знание о мире для непросвещённой части населения, с другой стороны, скрывали его глубину, чтобы не вызвать смятения в неподготовленных умах. Символы использовались посвящёнными философами не только для того, чтобы передать знание людям, но и в собственных целях. Символами они дополняли то, что не может быть выражено словами, а постигнуто только путём интуитивного озарения. Кроме того, символы служили для выражения и запоминания целостного Учения. Так, герметическая философия древнего Египта дошла до нас в символах карт Таро, древнееврейская мудрость — в виде каббалистического древа Жизни. Иероглифы Египта и Китая часто выражали не только абстрактные понятия, но и целые учения. В конечном счёте, каждая буква древних алфавитов имела свой философский смысл.
К настоящему времени опубликовано много исследований, посвящённых древним символам. Они описывают их внешние изображения и пытаются проникнуть в их внутренний смысл. Однако символика таких древних народов как Индия и Египет уходит в столь необозримую глубину веков, что их невозможно расшифровать без знания древней тайной философии. Ключи к пониманию некоторых символов мы находим, прежде всего, в работах Е.П. Блаватской, но и она, утверждая, что каждый символ имеет семь значений, ибо абстрактное нисходит к конкретному путём постепенного уплотнения, не раскрывает все значения рассматриваемых символов.
В виде символов представлены многие объекты окружающей нас Природы. Змея, периодически сбрасывающая свою старую кожу и закусывающая свой хвост — многозначный как космический, так и человеческий символ, выражающий закон цикла. Он проявляется как периодическое воплощение человека на земле, так и периодическое становление Космоса путём спирального вращения огненного Змия или превращения Огня в Воздух, Воду и Землю, а затем обратно. Человек с головой птицы или животное с человеческой головой указывали на то, что когда-то в других мирах человек произошёл от животного, а в нашем мире животные произошли от человека. Лотос, водяная лилия, являлся символом жизни, развивающейся в трёх мирах: плотном, Тонком и Огненном, ибо его корень находится в земле, цветок — под небом, стебель, соединяющий землю и небо, — в воде. Кроме того, семя лотоса содержит в свёрнутом виде будущее растения, что символизирует закон проявления из невидимого в видимое, изнутри наружу.
Символами в древности являлись числа и геометрические фигуры. Числа — это не только единицы измерения, какими они предстают в современной математике, но и выражение определённых философских идей. Они определяют не только величину и состав форм жизни, но и их суть; не только выражают длительность определённых циклов жизни, но и сущность этих циклов. Известная формула Пифагора 1 + 2 + 3 + 4 = 10 утверждает не только важность перечисленных целых чисел, но и их сочетаний между собой, поскольку все они выражают основные принципы, на которых построен Космос. Основные циклы проявления Космоса обозначают числами в обратном порядке 4321, добавляя различное количество нулей для определённой их длительности. Геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, квадрат и куб, являются первыми началами для построения различных форм, их разные сочетания порождают всё многообразие сложных форм и тел.
Говорят, что философ исследует причины явлений, математик их число и меру, но верно и обратное, причину явлений можно описать языком математики, а числом и мерой — выразить их суть. Философия в древности была тесно связана с математикой; и Пифагор, и Платон придавали большое значение обучению математике. Они оставили это наследство для средневековых университетов, где изучению теологии предшествовало изучение математических наук: арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Математика развивает чистый (абстрактный) разум человека, необходимый для постижения философии, знания о законах мироздания, а законы мира, в свою очередь, могут быть выражены на языке математики, прежде всего, на языке математики сакральной — математики посвящённых философов, где основные числа и геометрические фигуры являлись символами.
3. Мифы не только передавали знания в виде понятий, символов и аллегорий, но и исполнялись в определённых ритуалах, которые назывались Мистериями, их отголосками позже явились ритуалы и таинства религий. Мистерии были сокровенными действиями, к ним допускались лишь избранные, дававшие клятву о неразглашении. Мы знаем о существовании египетских и греческих мистерий, но судить о том, что в них происходило, можем лишь отчасти. Мы можем только предположить, что участники мистерий опытным путём убеждались в истинности знания, которое узнавали путём теоретическим. Во время ритуалов они могли покидать своё тело и созерцать невидимое во плоти, лицезреть свою Божественную Сущность и своего надземного Учителя, а позже сохранять суть увиденного в своих сердцах. Нечто подобное происходит ныне с человеком, пережившим клиническую смерть, увидев своё тело вне себя, он уже не будет отождествлять себя с ним. В мистериях, таким образом, не только передавалось знание о невидимых мирах и об эволюции человека, но и совершался обряд посвящения в Сокровенную Мудрость.
Поскольку мифы включали в себя знание о Богах, то их связь с религией очевидна. Не требует доказательства и явная связь мифов с искусством, их величественное содержание, прекрасная форма изложения, глубокие образы-символы во всех веках питали воображение поэтов и художников. Следует только отметить, что греческий театр возник на основе Мистерий, он явился их земным отражением и раскрывал народу то, что ему было доступно и необходимо знать о человеке. Великие греческие драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид были посвящёнными, ибо их трагедии несут в себе отзвуки древней Мудрости. Софокл в трагедии «Царь Эдип» рассматривает труднейшую философскую проблему соотношения божественного предопределения и свободной воли человека. Оставаясь в рамках художественного вымысла, он обращает внимание человека на изменчивость его судьбы и её предопределённость свыше, а отсюда необходимость принять предназначенное достойно и мужественно. Говорят, что Эсхил был побит камнями за свою трагедию «Прометей Прикованный», ибо неосторожно выдал тайну Мистерий. Посвящённым не прощалось раскрытие глубины сокровенного знания перед толпами на подмостках театра. Миф лежал в основе истинной культуры, современное же искусство в большинстве своих созданий бездуховно, так как лишено присущей мифам глубины и тайны.
Мифы содержали научное знание о мире, но древняя наука, как уже отмечалось ранее, изучала скрытые силы Природы. Она сохранялась и развивалась жрецами — магами, которые доводили до сознания масс только ту её часть, которая была необходима для практической жизни людей, и выражали её не столько в понятиях, сколько в символах и аллегориях. До сих пор астрология, наука о взаимосвязи Человека, Природы и Космоса, во многом использует древние символы, описывает знаки Зодиака, Светила, физические, душевные и духовные силы в виде олицетворённых сил Космоса. Богиня Венера, к примеру, символизирует духовные чувства человека, любовь и красоту, и это помимо других её значений. Мы уже говорили о различных аспектах мифологических Богов, здесь отмечаем и их астрологических аспект.
Будущая наука будет возрождением истинной магии, то есть она станет духовной, в свою очередь, будущая религия будет научной, ибо осознает как смысл своих аллегорий и символов, так и глубину своих ритуалов. Наступает время синтеза, когда древние символы превратятся в научные формулы, научные формулы выразят скрытую сторону мира, а целостность знания будет определять возрождённая философия.